Эхолалия при инсульте

Эхолалия у детей: типичные симптомы и причины

Эхолалия при инсульте

Эхолалия относится к стереотипному, бессмысленному повторению слов, предложений или звуков. Иногда наблюдается при нормальном развитии, когда маленькие дети практикуются в разговоре через частое повторение. Кроме того, эхолалия также может проявляться, например, при аутизме и шизофрении. Прочитайте самую важную информацию об эхолалии здесь.

Эхолалия: описание

Эхолалия – это когда кто-то постоянно повторяет слова, предложения, слоги и / или звуки. Иногда формулировка и форма предложения слегка искажаются. Эхолалия является нормальным сопутствующим развитием языка в младенчестве, но также может возникать при различных заболеваниях и расстройствах.

Эхолалия: причины и возможные заболевания

Возможные причины эхолалии прежде всего:

  • Нормальное речевое развитие: так называемая физиологическая эхолалия – это фаза развития естественного языка в младенческой фазе.
  • Аутизм . Примерно в трех четвертях всех детей с аутизмом (например, аутизм у новорожденных) эхолалия выходит за рамки младенчества и / или протекает ненормально. Прежде всего, страдают дети, чей разговорный язык является наименее развитым. Слова других повторяются сразу же после слушания или намного позже. Соответственно, проводится различие между немедленной и отсроченной эхолалией.
  • Синдром Туретта и другие расстройства тиков : тиковые расстройства – это непроизвольные, внезапные мышечные реакции (двигательные тики) или вокализации (вокальные тики), которые часто стереотипны и не служат никакой очевидной цели. Синдром Туретта представляет собой сложное тиковое расстройство с двигательными и ыми тиками, такими как эхолалия. Эхолалия может также возникать при других тиковых расстройствах (ые тики).
  • Шизофрения : иногда эхолалгия встречается также у людей с шизофренией. Это различные психические заболевания, для которых характерны такие симптомы, как бред, галлюцинации , расстройства эго и другие психические расстройства, а также расстройства эмоциональной жизни и влечения.
  • Болезнь Альцгеймера . Тяжелая болезнь Альцгеймера (стадия III) характеризуется, помимо прочего, как эхолалией, так и палилалией (повторение своих слов). Иногда пациенты молчат.
  • Глобальная афазия. Эхолалия также может возникать как часть так называемой глобальной афазии – повреждения обоих языковых центров в мозге, например, вследствие инсульта , опухоли головного мозга или черепно-мозговой травмы.

Эхолалия у малыша

Физиологическая эхолалия – является частью нормального развития языка. Маленькие дети говорят то, что слышали (не понимая смысла), практикуя свою артикуляцию.

Когда следует идти к врачу?

Подражание высказываниям других не редкость до второго года жизни. Однако, если эхолалия возникает после младенчества и / или в необычно высокой степени, вам следует обратиться к педиатру Возможно, за этим стоит аутизм в раннем детстве.

Другими признаками этого нарушения развития являются, например, умение ходить до того, как дети заговорят, а также заметное контактное расстройство – дети не улыбаются, не смотрят в глаза.

Что делает доктор?

Аутизм, шизофрения, синдром Туретта и другие расстройства или расстройства здоровья с эхолалией в качестве сопутствующих симптомов, врач будет лечить как можно больше соответственно основной болезни. Речь идет не столько о лечении, сколько об улучшении состояния пациента.

Например, в случае аутизма различные терапевтические меры используются для поощрения социальных и коммуникативных способностей пострадавших, например, посредством ролевых игр и языкового обучения (логопедия). В других случаях, таких как шизофрения и синдром Туретта, в дополнение к поведенческой терапии, лекарства также используются для облегчения симптомов заболевания.

Что вы можете сделать самостоятельно

Если причиной эхолалии является более серьезное расстройство, вы можете многое сделать, чтобы помочь и поддержать своего ребенка или близких. Эхолалия может иметь очень разные проявления. Некоторые используют повторение фраз, чтобы успокоиться или лучше сосредоточиться.

Некоторые люди с аутизмом перегружены разработкой независимых предложений, выражающих их желания и чувства. Поэтому они повторяют фразы для общения, даже если они не подходят.

Попробуйте выяснить, нужно ли кому-то повторять определенные фразы. При терпении и поддержке аутичный ребенок может приобрести набор предложений, которые он может использовать в зависимости от ситуации.

Пусть терапевт посоветует вам.

Вас также может заинтересовать

Источник: https://prosimptom.ru/bolezni/eholaliya-u-detej-tipichnye-simptomy-i-prichiny.html

Эхолалия

Эхолалия при инсульте

Эхолалия – это симптом расстройства речи, проявляющийся неконтролируемым автоматическим повторением слов или фраз, произнесенных другим человеком.

Эхолалические явления нормальны при становлении речи до двухлетнего возраста, позже они рассматриваются как симптом психического или неврологического заболевания.

Признаки эхолалии: повторение окончаний фраз собеседника, отсроченное воспроизведение его просьб и вопросов, цитирование реплик из фильмов. Диагностика выполняется клиническим методом. Лечение основано на психокоррекции.

По клиническим проявлениям эхолалия бывает двух типов: немедленная и отсроченная. При первом варианте пациенты неосознанно повторяют только что услышанные слова и фразы.

Например, ребенок, на вопрос: «Ты будешь яблоко или банан?», отвечает: «Банан», даже если хочет яблоко (он неспособен выбрать ответ). При отсроченной форме расстройства повторяется информация, услышанная некоторое время назад.

Пример: воспроизведение фраз из диалога в фильме.

Эхолалии в рамках нормального речевого развития могут наблюдаться в возрасте 1-1,5 лет. Постепенно потребность в них исчезает. Патологическая эхолалия ярко проявляется после 2-3 лет.

Дети не овладевают самостоятельной речью, а продолжают повторять фразы за окружающими.

Весь их активный словарный запас может состоять из предложений, часто повторяемых мамой, из реплик мультипликационных героев, монологов ведущих телепередач.

Эхолалия – это автоматическое, однако не бессмысленное повторение фраз.

Она выполняет несколько важных для пациента функций: помогает поддерживать разговор, понимать собеседника, обозначать предметы и явления.

Больные с аутизмом используют автоматическое повторение слов как ритуал для восстановления эмоционального равновесия или как инструмент самостоятельной стимуляции (повторяя фразы, вызывают возбуждение).

Причины

В основе эхолалии лежит расторможение имитативного (подражательного) рефлекса, который является наиболее простым способом освоения сложных навыков и речи детьми.

Подражание взрослому проявляется немедленной эхолалической реакцией. Если рефлекс своевременно не заменяется другими техниками освоения речи, значит, присутствует его расторможенность.

Причины эхолалии можно разделить на две большие группы: физиологические и патологические.

На раннем этапе развития речи ребенок может активно использовать имитацию при общении с взрослым. Механизм повторения слов и фраз постепенно замещается самостоятельной спонтанной речью, но может быть растянут во времени или вновь возвращен в результате ряда причин:

  • Несформированность речевых навыков. Когда ребенок не знает что сказать, он просто копирует слова взрослого. Речевые эхо-повторения возникают у детей, которые не обладают достаточным запасом лексики, не могут спонтанно создавать фразы для ответов на вопросы.
  • Непонимание лексико-грамматических конструкций. В развитии речи возможен этап, на котором ребенок понимает значения слов, но не умеет правильно составлять их в предложения. Повторение вопросов он использует для просьб. Например, озвучивает услышанное ранее; «Ты хочешь есть?», чтобы сообщить маме, что голоден.
  • Переживание стресса. Новая обстановка и необходимость общаться с незнакомыми людьми могут стать причиной регресса речи у ребенка. В стрессовой ситуации эхолалия возвращается как наиболее простой способ коммуникации.
  • Привычка. Иногда ребенок осознает, что повторяет фразы взрослого. Он делает это по привычке, следуя закрепленному шаблону. Причиной такого речевого поведения является несформированность навыка саморегуляции. Чтобы избавиться от симптома, необходимо указывать ребенку на неприемлемость использования эхолалий.

Причины патологической эхолалии

У взрослых и детей старше 2-летнего возраста эхолалическая симптоматика проявляется при психических и неврологических заболеваниях.

Отсроченная эхолалия характерна для расстройств психики, связана с нарушением целенаправленности познавательных процессов.

Немедленные эхолалические реакции развиваются вследствие поражения или недоразвития лобных долей мозга ответственных за контроль деятельности. Патологические причины представлены следующими заболеваниями:

  • Расстройства аутистического спектра. Эхолалия – распространенный симптом речевых нарушений при раннем детском аутизме. Автоматическое многократное повторение предложений используется как средство саморегуляции эмоций, поведения. Также симптом может наблюдаться при синдроме Аспергера.
  • ЗПР и олигофрения. При заболеваниях с интеллектуальным отставанием отмечается недостаточное развитие речи. Эхолалия позволяет компенсировать дефицит словарного запаса, навык самостоятельного построения высказывания. При умственной отсталости эхолалические симптомы часто сочетаются с эхопраксией – имитацией жестов, поз, движений.
  • Шизофрения. Эхолалия возможна при кататонической шизофрении. Она может носить отставленный характер, не быть связанной с актуальной ситуацией. Встречаются варианты с механическим повторением без интонации, с точным повторением («патефонная» речь), со своеобразной модуляцией («попугайная» речь).
  • Органические поражения головного мозга. Эхолалия возникает при патологиях, затрагивающих лобные доли. При болезни Пика изначально отмечается неточное повторение речи в сочетании с сенсорной афазией, которое сменяется истинными эхолалическими реакциями. После инсульта при сенсорно-моторной афазии формируется автоматическая эхолалия с возможным обратным развитием. Атеросклероз сосудов может сопровождаться непостоянной неточной эхолалией.
  • Генетические психоневрологические заболевания. Автоматические повторения фраз и слов выявляются в клинической картине синдрома Ретта, нарастают вместе со стереотипными однообразными движениями рук, общим обеднением речи, снижением интеллекта. У больных синдромом Туретта эхолалические проявления представляют собой ые тики, сопровождающиеся множественными двигательными тиками.

Длительное сохранение словарного и слогового речеподражания в детском возрасте либо появление данного симптома у взрослых требует обращения к врачу-психиатру и неврологу.

Эхолалия диагностируется в ходе общения с пациентом, наблюдения за его речью. Обычно выявление автоматизированных повторений предложений и слов не составляет труда.

Чтобы установить характер эхолалических симптомов, выполняется комплексное обследование:

  • Оценка психоневрологического статуса. Сбор анамнеза, клиническая беседа, неврологический осмотр позволяют врачам оценить общее состояние пациента: его способность устанавливать и поддерживать контакт, ориентироваться в пространстве и времени, критически относиться к своему заболеванию. Обнаруживаются сопутствующие эхолалии неврологические нарушения, психопатологические симптомы.
  • Логопедическое тестирование. Логопед исследует речевую функцию, определяет степень ее сформированности, наличие дефектов произношения, выпадение отдельных звеньев. В заключении отмечает, является ли эхолалия результатом речевого недоразвития или распада речи.
  • Патопсихологическое тестирование. Выполняется исследование памяти, мышления, внимания и интеллекта. Результаты указывают на наличие либо отсутствие признаков органического поражения ЦНС, интеллектуального недоразвития как причины эхолалических проявлений.
  • Нейропсихологическое тестирование. Диагностика нейропсихолога нацелена на анализ высших психических функций. Данные тестирования позволяют определить нейропсихологические симптомы (различные виды алалий, афазий), провести дифференциацию неврологических заболеваний.

Лечение

Эхолалия устраняется с помощью психокоррекционных занятий. Параллельно с ними осуществляется лечение основного заболевания, ставшего причиной симптома.

Коррекционная работа может проводиться психологом, дефектологом, логопедом.

Важные условия для получения положительного результата – способность пациента удерживать контакт, отсутствие выраженных эмоциональных и поведенческих расстройств, достаточный уровень интеллекта для ведения беседы.

На занятиях активно используются наглядные пособия, таблицы, аудио- и видеоматериалы.

На начальном этапе применяются диалоговые упражнения, в которых пациенту предлагается заменить эхолалический «ответ» выбором визуального стимула – указанием на картинку, предмет.

Постепенно зрительная опора заменяется речевыми высказываниями, увеличивается продолжительность и сложность диалога. После диалоговой речи осваивается монолог и общение в группе.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/symptom/speech/echolalia

Что такое эхолалия и когда она перестает быть нормой?

Эхолалия при инсульте

В процессе формирования речи различные зоны коры претерпевают ряд последовательных изменений.

На определенной ступени развития ребенок способен издавать отдельные звуки, затем произносить слова, в последующем возникает речеподражание и так далее. Без прохождения этих этапов полноценное построение языковых конструкций невозможно.

Однако не всегда процессы формирования речи протекают физиологично. И порой нормальные функции начинают выступать в роли патологических симптомов.

Одной из таких необходимых для созревания центра речи ступеней считается эхолалия – явление, когда человек повторяет услышанную чужую речь. В каких случаях она перестает быть нормой и служит поводом для серьезных беспокойств?

Определение понятий

Эхолалия (echolalia) представляет собой неконтролируемое повторение услышанных фраз и слов. С одной стороны это является неотъемлемой ступенью в формировании второй сигнальной системы у ребенка.

Так, речеподражание рассматривается как характерная возрастная норма для годовалого малыша и детей до 3 лет.

С другой стороны – при сохранении явления у лиц старше 4 лет эхолалия может быть рассмотрена как патологический симптом.

Физиологическая эхолалия у детей служит необходимым компонентом для обучения коммуникативным навыкам и не является патологией.

При сочетании явлений речеподражания с задержкой психо-моторного развития у детей, а также эхолалия во взрослом возрасте всегда являются признаками патологии.

Эхолалия – это не самостоятельный диагноз, а симптом заболевания. Речеподражание может присутствовать в структуре алалии (задержки речевого развития) и афазии (потери уже сформированной речевой функции).

У детей старше четырех лет и взрослых людей эхолалия является признаком патологии.

Причины

Симптом повторения услышанных слов и фраз возникает в результате несостоятельности центра моторной речи, локализованной в лобной доле.

Как явление нормы такой симптом свойственен малышам первого года жизни (от 6 до 12 месяцев), а также для детей постарше (трех-четырех лет).

Как патологическое состояние речеподражание может быть следствием нарушения целого ряда высших психических функций.

Эхолалия в детском возрасте часто проявляется в результате:

  • перинатальной патологии нервной системы;
  • синдрома Туретта;
  • шизофрении;
  • аутизма (autism).

Подобные проявления у взрослых, как правило, рассматриваются как составляющая синдрома моторной афазии, причинами которой могут стать:

  • цереброваскулярные заболевания;
  • нейроинфекции;
  • новообразования головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • энцефалопатия.

Вне зависимости от причин возникновения симптом патологического речеподражания требует обязательной оценки степени тяжести, клинических особенностей и индивидуальной программы коррекции.

Классификация

Клинически эхолалию подразделяют на два вида. Если речеподражание следует сразу за произнесенной со стороны фразой, можно говорить о немедленной форме. Существует и отсроченная эхолалия, при которой услышанное ранее слово, фраза или предложение повторяются по истечению определенного времени.

Немедленная эхолалия рассматривается как более благоприятная форма. Как правило, она свойственна детям с недостаточностью центров речи и взрослым с явлениями моторной афазии.

Отсроченное речеподражание должно настораживать в большей степени в связи со сложностью патогенеза и трудностями его преодоления. Чаще всего оно является следствием нарушения целого ряда высших психических процессов. Отложенная по времени эхолалия может быть проявлением таких феноменов как:

  • самостимуляция или стимминг. При этом человек воспроизводит уже пережитые эмоциональные ощущения за счет проговаривания ранее услышанных слов;
  • посыл настроения окружающим, возникающий как способ коммуникации при передаче эмоциональной окраски слов. Данное проявление типично для лиц, страдающих аутизмом;
  • систематизация информации. Необходимость повторять слова возникает в результате возобновления в памяти действий и событий при помощи речеповторения.

Отсроченная форма эхолалии может встречаться при тяжелых психических расстройствах, таких как аутизм и шизофрения, и, как правило, сочетается с девиантным поведением.

Диагностика

Несмотря на то, что эхолалия в определенном возрасте рассматривается как неотъемлемая составляющая формирования нормальной речи, сохранение подобного явления служит поводом для серьезных беспокойств. Ранняя диагностика патологического речеподражания имеет решающее значение в связи с более легкой курабельностью незапущенных случаев.

Само распознавание эхолаличной речи не представляет особых сложностей. Окружающие легко замечают автоматическое проговаривание услышанных со стороны слов, фраз или предложений.

Однако, учитывая сочетание подобной патологии с рядом других познавательных нарушений, требуется проведение комплексного нейропсихологического тестирования, методы которого могут разниться в зависимости от клинических особенностей заболевания и возрастной группы пациента.

Работа нейропсихолога направлена на выявление и анализ высших психических функций для определения и проведения дифференциальной диагностики многих неврологических заболеваний. Выраженность когнитивного дефицита во многом определяют тактику ведения пациента и исход болезни.

Крайне важно проводить повторные нейропсихологические исследования в рамках динамического наблюдения за пациентом.

Эхолалия у детей: симптомы, коррекция детской речи, методы лечения от специалистов ABA

Эхолалия при инсульте

Эхолалией называется специфическое речевое поведение, при котором пациент автоматически повторяет услышанные фразы, слова, слоги или даже отдельные гласные либо согласные звуки. У детей данное состояние отмечается значительно чаще, чем у взрослых, в силу особенностей детского «знакомства с миром», о которых мы поговорим ниже.

В психиатрической практике эхолалия разделяется на две базовые категории:

  1. немедленная – характеризуется моментальным воспроизведением слов или фраз окружающих. Например, при немедленной эхолалии на вопрос «хочешь игрушку?» ребенок быстро отвечает «хочешь игрушку!», но затем оказывается, что игрушки он не хотел;
  2. отсроченная (задержанная) – выражается в повторении словоформ не мгновенно, а по прошествии некоторого времени – нескольких часов, суток или даже недель. При этом повтор фраз происходит самопроизвольно, вне зависимости от окружающих факторов.

Эхолалия любой из вышеуказанных форм также может разделяться на истинную (точное повторение слов) и митигированную (повторение слов с некоторой их трансформацией).

На ранних этапах развития немедленная эхолалия в детской речи часто служит лишь указанием на то, что малыш услышал обращенные к нему слова, и что он может понимать и воспроизводить устную речь. Однако данная форма может также указывать и на недостаточность речевых центров (у детей) либо наличие моторной афазии – двигательного речевого поражения (у взрослых).

В любом случае немедленное речеподражание оценивается как более благоприятная форма заболевания по сравнению с отсроченным. Отсроченная эхолалия чаще всего возникает вследствие нарушения некоторых психических процессов.

Как побочное явление эхолалия может сопутствовать следующим состояниям:

  • аутизм, РАС;
  • синдромы Ретта и Туррета;
  • кататоническая шизофрения;
  • задержка развития;
  • патологии центральной или периферической нервной системы, а также прочие неврологические расстройства;
  • поражения лобных долей мозга;
  • нарушения зрительной или слуховой функции – недоразвитие речи достаточно часто наблюдается среди слабовидящих и тугоухих детей из-за ограничения чувственного (зрительного или слухового) познания;
  • имбецильность, олигофрения и др.

При глобальных расстройствах психики отложенная эхолалия у детей и взрослых обычно встречается в сочетании с девиантным поведением. Потому коррекция речи при аутизме не менее важна, чем работа с социализацией.

Эхолалия у детей (эхолалия в детской речи)

У детей без нарушений психического развития функции немедленного речеподражания в раннем возрасте таковы:

  • поддержание беседы. Например, ребенок уже знает, что диалог складывается из обмена фразами, но его собственный лексический запас пока еще мал и нужные слова подобрать трудно. Поэтому малыш просто повторяет услышанное, чтобы показать, что готов взаимодействовать с собеседником;
  • желание выразить согласие. По наблюдениям психологов, немедленным речеподражанием часто пользуются дети, уже выучившие слово «нет», но еще не знающие слова «да». Повторяя услышанное, они дают понять, что соглашаются с человеком;
  • освоение речи. Здесь ситуация подобна процессу усвоения иностранных языков, когда учащийся вновь и вновь повторяет слово, чтобы понять его и запомнить. Ребенок, который только начинает осваивать устную речь, действует по такой же схеме.

В норме симптом повторения услышанного типичен для малышей, поскольку разговорные навыки формируются в два этапа: 6–12 мес. и 3–4 года.

Таким маленьким детям свойственно повторять всё услышанное для обогащения словарного запаса и формирования «базы» взаимодействия с миром.

Если же ребенок уже достиг четырехлетнего возраста, но эхолалия к этому времени все еще продолжает оставаться его основной формой речи, необходимо обратиться за помощью к специалистам – психологу, психоневрологу, логопеду, коррекционному педагогу.

Эхолалия у взрослых

Эхолалия у взрослых людей всегда рассматривается как признак каких-либо психических патологий – шизофрении (наиболее часто), аутизма, амнезии, последствий черепно-мозговых травм и др.

У взрослых аутистов с эхолалией, помимо многократного бессмысленного повторения слов или фраз, часто наблюдается и такая более «сглаженная» симптоматика, как:

  • в процессе работы над какой-либо задачей – бессознательное повторение шепотом различных инструкций, полученных для выполнения этой задачи;
  • повторение названий предметов в процессе работы с ними;
  • частое цитирование реплик из фильмов или телепередач (в основном в адекватном для ситуации контексте);
  • бессознательное повторение «про себя» или тихое проговаривание текста книги в процессе чтения.

Некоторые взрослые с диагностированным аутизмом рассказывают, что речеподражание является для них своеобразным способом коммуникации – бессознательной попыткой поддержать разговор, отвечая собеседнику еще до осознанного понимания сказанной им реплики.

Как лечить эхолалию у детей и взрослых?

Хотя словарное и слоговое речеподражание в детском возрасте является неотъемлемой составляющей становления речи, длительное сохранение этого явления рассматривают как повод для беспокойства. Очень важно вовремя провести диагностику патологической эхолалии для более быстрого ее излечения.

Чтобы диагностировать патологическую форму данного состояния, необходимо провести комплексный анализ целого ряда функций психики. Данный метод позволяет выявить имеющиеся у пациента неврологические заболевания и/или особые психические состояния, при которых эхолалия выступает в качестве дополнительного симптома.

В большинстве случаев коррекция эхолалии осуществляется при помощи специальных программ занятий и упражнений с использованием наглядных пособий, таблиц, видео- и аудиоматериалов и т. д. Если у пациента имеется аутизм либо другие особенности психического развития – лечение проводится в комплексе с другими терапевтическими методами.

Лечение эхолалии в каждом отдельном случае должно назначаться специалистом (психоневрологом, дефектологом, учителем коррекционной школы, логопедом и т. д.) – от его профессиональной грамотности напрямую зависит результат. При разработке терапевтической схемы необходимо учитывать возраст пациента, особенности его развития и степень тяжести патологии.

Родители детей с эхолалией должны придерживаться определенных правил в повседневном общении с ребенком:

  • не прерывать повторяющиеся слова или фразы, а постараться понять, что именно ребенок пытается сообщить этими повторениями, даже если кажется, что они бессмысленны. Нельзя игнорировать интонации повторяющихся слов, мимику ребенка – все это позволит наладить полноценный контакт между вами;
  • постепенно увеличивать количество слов в словарном запасе малыша путем ненавязчивого добавления в его речь новых конструкций. Поддерживайте беседу, формируя новые осмысленные словосочетания на основании повторяющихся ребенком слов. Формулируйте вопросы, на которые можно дать краткий ответ («да» или «нет»);
  • чтобы ребенок лучше понимал, что от него требуется, необходимо использовать наглядные пособия – таблички, картинки, альбомы с семейными фотографиями и прочие инструменты невербальной коммуникации.

Важно помнить, что эхолалия зачастую является основным инструментом для самовыражения ребенка, имеющего речевые проблемы, и исполняет многие полезные функции – от самоуспокоения и снятия тревожности до попытки выстроить диалог и выразить свои эмоции.

Эхолалия при аутизме

В силу особенностей устройства своей психики аутичные дети наиболее восприимчивы к эхолалии. Ребенок с аутизмом вряд ли полностью «перерастет» свое речеподражание, однако при условии своевременной профессиональной коррекции это состояние в дальнейшем может стать гораздо менее интенсивным и даже практически незаметным, хотя некая своеобразность речи останется на всю жизнь.

По результатам последних исследований, проявления эхолалии у детей с аутизмом являются хорошим знаком, поскольку свидетельствуют о том, что ребенок расположен к общению.

Правда, он пока не понимает, как это правильно делать, а потому пользуется единственно доступными ему средствами.

Бесконечно повторяя одно и то же слово или фразу, аутист просто коммуницирует с окружающими, бессознательно рассчитывая на их внимание не к самому слову/фразе, а к его эмоциональной окраске.

Аутичный ребенок, в отличие от нейротипичного, обладает недостаточным «интуитивным чувством языка», а потому вынужден изучать родной язык как иностранный. Поэтому, если аутичные дети с эхолалией не получают профильной помощи, их речь может так и остаться на уровне шаблонных повторов чужих фраз, а вербальная коммуникация будет существенно ограничена.

Источник: https://aba-kurs.com/eholaliya/

Эхолалия – методы лечения, возможные последствия заболевания

Эхолалия при инсульте

Процесс формирования речи у детей активно происходит первые 3-4 года. В это время малыши нечетко проговаривают звуки и отдельные слова, учатся строить предложения и фразы.

Все это считается нормой, но есть ряд нарушений речевого поведения, которые могут указывать на патологические изменения. К таким нарушениям относится эхолалия.

Что такое эхолалия

Под эхолалией понимают автоматическое, то есть неконтролируемое повторение услышанных слов или их обрывков, отдельных фраз или же целых предложений.

Такое речеподражание больше свойственно детям, и может быть, как физиологическим, так и патологическим. Если нарушение встречается у взрослых, то это однозначно указывает на заболевания ЦНС.

Стоит ли обращаться к врачу

Стоит ли при выявлении эхолалии у своего ребенка родителям немедленно обращаться к врачу? Ответ на этот вопрос зависит от возраста малыша.

Активное формирование речевой функции происходит от 6-7 месяцев и до года, а также в промежутке от 3 до 4-х лет. В это время повторение слов и фраз способствует развитию сигнальной системы и улучшает коммуникативные навыки.

То есть, эхолалия у малышей младше 4-х лет в большинстве случаев является физиологической нормой.

Но если речеподражание сохраняется после 4-х лет, то следует проконсультироваться у специалиста. На патологические процессы указывает эхолалия, сочетающаяся с задержкой психо-моторного развития.

Формы заболевания

Патология проявляется двумя формами:

При немедленном речеподражании ребенок практически сразу же произносит услышанное от взрослых или других детей слово или фразу. Повторять он может и слова, произносимые в телевизоре, по радио.

Немедленный тип эхолалии характерен для периода становления речи. При патологии повторение фраз дети заполняют тот отрезок, который им необходим для осмысления услышанного.

При отсроченной эхолалии услышанные речевые выражения дети повторяют спустя некоторый промежуток времени, который может занимать по продолжительности от 10-15 минут до 5-7 суток, а иногда и исчисляется месяцами.

Такое звукоподражание считается компенсаторным, то есть выполняет ряд функций, таких как:

  • Аутостимуляция. Ребенок повторением слов и фраз пытается прочувствовать эмоции, когда-либо испытанные им в прошлом;
  • Передача окружающим своего настроения. С помощью повторения слов малыш демонстрируют не свое знание обозначения понятия, а его эмоциональную нагрузку;
  • Обобщение и систематизация информации. Повторяя предложения и слова, малыш воспроизводит в своей памяти то, что уже произошло и старается это осмыслить.

Немедленная форма эхолалии до 4-5 лет не должна у родителей вызвать беспокойства при отсутствии других признаков нарушения работы органов ЦНС.

При выявлении отсроченного речеподражания уже нужно насторожиться, и, если оно не проходит, пройти обследование.

Симптомы

Общие симптомы эхолалии – это повторение речи посторонних людей или близких через некоторое время. При физиологическом речеподражании других особых изменений в поведении ребенка и его самочувствии может не быть.

На патологическую эхолалию указывают сопровождающие нарушения проявления такие как:

  • Слишком по тону тихая или наоборот, чрезмерно громкая речь;
  • Отсутствие контакта с собеседником при помощи глаз. То есть ребенок предпочитает во время разговора отводить взгляд, смотреть по сторонам;
  • Отсутствие мимики или ее невыразительность;
  • Отсутствие реакции на обращение по имени;
  • Искаженные интонации;
  • Периодические галлюцинации.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ:  Биоревитализация волос – почувствуйте себя моложе

У малышей с аутизмом помимо эхолалии выявляется стереотипное поведение. То есть для таких детей особое значение имеют повторяющиеся через определенный промежуток времени или в особых обстоятельствах ритуалы.

Дети с аутизмом часто зацикливаются на выполнении одного занятия, мало общаются со сверстниками, у них небольшой словарный запас.

Последствия эхолалии

К эхолалии нельзя относиться как к несерьезному нарушению речи. При отсутствии своевременной коррекции у ребенка отмечается;

  • Позднее становление речевой функции;
  • Нарушение когнитивных навыков – способности к запоминанию, логическому мышлению, долговременной памяти;
  • Отставание по возрасту в эмоциональном развитии.

В итоге эхолалия может негативно сказаться на общении со сверстниками и учебе, привести к проблемам в личной и профессиональной жизни во взрослом возрасте.

Принципы лечения

Физиологическая эхолалия лечения не требует, но за ребенком нужно наблюдать, это позволит вовремя обратиться к врачу в том случае, если после 4-5 лет проблема не исчезнет.

Лечение патологической эхолалии заключается в терапии основного заболевания. В зависимости от выявленных нарушений детям могут быть прописаны:

  • Ноотропы;
  • Нейролептики;
  • Психостимуляторы;
  • Успокаивающие препараты

Медикаменты, их дозировка и продолжительность курса определяются врачом. Медикаментозная терапия должна дополняться занятиями с логопедом или афазиологом, психотерапевтом.

Немаловажное значение имеет отношение родителей к ребенку и изменение поведения в семье.

Важными условиями для преодоления речеподражания считаются:

  • Спокойная обстановка. Малыша нужно ограждать от стрессовых ситуаций, общаться в его присутствии со всеми членами семьи и окружающими доброжелательно;
  • Желание к контакту и общению. Детей всегда нужно внимательно выслушивать, предлагать интересные и понятные по возрасту темы для беседы;
  • Использование в разговоре только тех вопросов, на которые малыш можно ответить четко или да, или нет. Другой вариант — озвучивание вопроса, на который ребенок может дать свой вариант ответа. То есть можно спросить – «Кто живет в лесу»? или «Кто умеет мяукать»?;
  • Поощрение ребенка при адекватно выраженных эмоциях;
  • Внимательное выслушивание. Ребенка с эхолалией нельзя прерывать, особенно в грубой форме;
  • Использование в беседе предметов или картинок, указав на которые ребенок сможет точно выразить, что он хочет. Такой подход позволяет избежать истерик и повышает уверенность малыша в своих силах.

Ускорить формирование речевой функции позволяют подвижные и сюжетные игры, сказкотерапия. Дошкольников можно записать на различные кружки, где он, общаясь со сверстниками, сможет найти большее понимание.

Эхолалия легко поддается коррекции, если органических поражений мозга нет. Но родителям нужно вовремя обратить внимание на проблему и полностью выполнять все рекомендации врача.

При соблюдении всех выше указанных условий речевое поведение уже к школьному возрасту становится нормальным.

При генетических отклонениях в большинстве случаев определенные речевые дисфункции сохраняются на протяжении всей жизни.

Источник: https://ezavi.ru/eholaliya.html

Эхолалия: причины, коррекция в Санкт-Петербурге (СПб)

Эхолалия при инсульте

Эхолалия – это явление, которое характеризуется автоматическим повторением чужих слов, фраз или частей слов. Для эхолалии характерно отсутствие понимания смысла сказанного, поэтому эхолаликов часто сравнивают с попугаями – они могут повторять как за взрослыми, так и за телевизором или радио.

Подобное повторение сказанного является нормальным для детей в возрасте до 2 лет. Все дети на этапе формирования речи повторяют речь взрослых, как бы репетируя слова и фразы и учась произносить их правильно. В 3 года у нормально развивающегося ребенка эхолалия или проходит совсем, или сохраняется на минимальном уровне.

Существует 2 вида эхолалии:

  • Немедленная – текст повторяется сразу после того, как был услышан.
  • Отсроченная – произнесение слов и фраз, которые были услышаны некоторое время назад и как будто заучены. Отсроченная эхолалия нормальна на определенном этапе развития ребенка, когда он, впечатлившись новым спектаклем или фильмом, проигрывает игровую ситуацию вновь, но если это происходит раз за разом, и ребенок как бы «застрял» в этом, повторяет одни и те же фразы постоянно, имеет смысл обратиться к логопеду или к детскому психологу. Данный вид эхолалии характерен для расстройства аутистического спектра (например, ребенок с РАС при отсутствии нормальной фразовой речи говорит фразами из мультфильмов).

Причины эхолалии

Эхолалия является не диагнозом, а симптомом и проявляется при следующих нарушениях:

  • расстройства аутистического спектра (первазивное расстройство развития, дезинтегративное расстройство, синдромы Каннера, Ретта и Аспергера, псевдоаутизм, атипичный аутизм);
  • шизофрения;
  • синдром Туретта;
  • умственная отсталость (УО);
  • различные формы алалии (дисфазии);
  • задержка развития;
  • нарушения зрения;
  • неврологические нарушения у взрослых (органическое поражение мозга после инсульта, вследствие опухоли или оперативного вмешательства);
  • поражения лобных долей мозга и пр.

Эхолалия часто возникает вследствие нарушения работы речевых зон мозга в левом полушарии, а сами повторения чужой речи являются продуктом правого полушария. Поэтому в возрасте 2-2.

5 лет, когда происходит так называемая латерализация функции речи между полушариями (то есть речь «переходит» именно в левое полушарие, это норма у 97% людей, даже для левшей), эхолалия у детей прекращается.

Формирование речевых центров в левом полушарии происходит не мгновенно, поэтому эхолалии могут в норме сохраняться до 3 лет, постепенно исчезая. В том случае, когда речевые зоны левого полушария не развились должным образом, за речь продолжает отвечать правое полушарие, что проявляется в форме эхолалий.

Похожие процессы происходят и после инсульта, опухоли, при поражении левого полушария. Речевые центры были повреждены, поэтому коммуникативная продукция приобретает вид повторения слов. Также у таких больных сохраняются матерные слова – «эмболы», детские стишки, разученные до 2-летнего возраста.

Также они воспроизводят другие ритмические речевые конструкции, так как ритм обеспечивается правой гемисферой мозга, которая не пострадала и частично взяла на себя функции пострадавшей гемисферы . В редких случаях возможен полный переход речи в правое полушарие без эхолалий, но это, скорее, исключение.

Наука до сих пор полностью не может объяснить такие явления спонтанной перестройки мозга.

Выделяют разные формы эхолалий в зависимости от причин, спровоцировавших ее появление. Проявление немедленной эхолалии:

  • способ коммуникации, поддержание разговора – повторением последнего слова или фразы человек будто демонстрирует, что он услышал другого (при этом человек не может сформулировать осмысленный ответ самостоятельно в силу имеющегося дефицита работы мозга);
  • потребность в разговоре – детям, которые только начинают активно использовать речь для коммуникации, бывает сложно сразу включиться в общение, но при этом они пытаются выразить свою заинтересованность в беседе;
  • попытка понять сказанное – при повторении слов человек таким образом глубже погружается в беседу, получает время на осознание, поэтому при обсуждении незнакомых тем у него может возникать эхолалия.

Причины отсроченной эхолалии:

  • Самостимуляция – ребенок или взрослый получает удовольствие от того, что произносит фразы или слова, услышанные ранее.
  • Передача настроения – человек произносит слова или фразы, которые ассоциируются у него с определенными эмоциями, но не являются актуальными в конкретной беседе. Например, он говорит «Я съел вкусный торт». На самом деле он торт не ел, но по этой фразе можно понять, что он доволен, как и тогда, когда съел торт. Аналогичные фразы он произносит и для передачи других эмоций.
  • Способ рефлексии и подведения дневных итогов – обычно в вечернее время человек начинает транслировать все услышанные за день ключевые фразы, будто вспоминая события и делая выводы.

Общей характеристикой для этих видов является то, что повторение слов или фраз оказывает успокоительное воздействие и стабилизирует настроение. Особенно ярко это проявляется у людей с аутистическими нарушениями, для которых в принципе характерны повторения действий, движений, фраз и пр.

Коррекция эхолалии

Для того, чтобы скорректировать эхолалию, необходимо грамотно определить причины ее возникновения. В нашем центре для этого проводится совместная консультация нейропсихолога и логопеда-дефектолога, по результатам которой выдается заключение и составляется коррекционный маршрут.

Также в лечении эхолалии должен принимать участие и невролог, который при необходимости назначает медикаментозную терапию.

Стоит понимать, что без устранения первопричины занятия с логопедом могут быть неэффективными. В ряде случаев после соответствующей терапии неврологических нарушений эхолалия может пройти сама.

На занятиях с логопедом у ребенка расширяется словарный запас, он учится правильно выстраивать предложения, обдумывать свои высказывания. Впоследствии это приводит к тому, что повышаются навыки общения и потребность в эхолалии постепенно проходит.

При необходимости к коррекции подключается детский психолог, помогая ребенку обрести уверенность в себе, снизить тревожность, избавиться от страхов. Специалист на своих сеансах может применять песочную терапию и сказкотерапию.

Помимо этого для устранения эхолалии в нашем центре используется Томатис-терапия. При использовании данного метода в мозгу появляются новые нейронные связи, компенсирующие имеющиеся неврологические отклонения.

Кроме этого, после Томатис-терапии улучшается работа слуховой и вестибулярной систем, которые имеют нарушения практически у всех клиентов с проблемой эхолалии. Томатис эффективен для детей и взрослых, в том числе и перенесших инсульт.

В нашем центре этот метод применяет нейропсихолог Александрова О.А.

Также для коррекции эхолалии очень важна благоприятная обстановка дома. Родителям рекомендуется минимизировать количество стрессов и снизить тревожность ребенка, чтобы повторение перестало использоваться в качестве успокоительного средства.

Источник: https://emberint.ru/articles/echolalia/

Больница103.Ру
Добавить комментарий