Как разговаривать с больным после инсульта

Расстройства речи, чтения и письма после инсульта. Как родные и близкие больного могут ему помочь?

Как разговаривать с больным после инсульта

Афазия, встречающаяся почти у трети больных, перенесших инсульт, это своеобразное расстройство мышления, при котором нарушается возможность правильно оперировать словами.

В одних случаях больной не может составить фразу или вспомнить нужное слово, в других перестает понимать речь окружающих.

Однако, как правило, у больных с афазией полностью сохранены интеллект, образное мышление, зрительная память, зрение, слух, с опорой на которые и работает специалист по восстановлению речи.

Кроме афазии у больных, перенесших инсульт, встречается и другой вид речевого расстройства — дизартрия, для которой характерно нарушение правильного произношения звуков и слов. В отличие от больных с афазией при дизартрии сохранены «внутренняя речь» (речь про себя), понимание речи окружающих, чтение и письмо.

Восстановление движений и речи не всегда идет параллельно. Процесс восстановления речи иногда происходит несколько медленнее, чем восстановление движений, и может продолжаться и год, и два, а в некоторых случаях три и даже более лет.

И здесь роль семьи неоценима, тем более что логопедическая служба имеется лишь в нескольких городах страны.

Родственники, получив необходимую консультацию у логопеда или врача, знакомого с проблемой логопедического обучения, в значительной степени могут помочь больному в восстановлении речи и таких тесно связанных с речью функций как чтение и письмо. Помощь в этом могут оказать различные пособия по коррекции речи.

Занятия по восстановлению речи рекомендуется начинать уже в первые 1-2 недели после инсульта. Именно в это время наблюдается наибольшая эффективность восстановительного обучения.

Родным и близким больного необходимо знать, что интеллект при нарушении речи, как правило, не страдает и к больному с афазией нельзя относиться как к полупомешанному или как к неразумному ребенку. Даже при грубых нарушениях речи сохраняется не только логичность мышления и адекватная реакция на окружающее, но и творческие способности.

Так, известный русский композитор Альфред  Шнитке, страдая последние годы жизни речевыми нарушениями в результате повторных инсультов, продолжал сочинять прекрасную музыку.

Моторная афазия

Моторная афазия развивается при поражении заднелобных отделов левого полушария (т.н. речевой зоны Брока). Расположенный в этой области центр моторной речи регулирует не только выбор звуков, слогов и слов в процессе речевого высказывания, но и выбор предлогов, окончаний существительных и глаголов, т.е. организует синтаксическое оформление предложения.

При поражении этой области больной застревает на каком-либо слове и слоге и несколько раз его повторяет, либо с трудом переходит к следующему слову, в результате чего в речи возникают длительные паузы. В наиболее тяжелых случаях речь полностью отсутствует или больной способен повторять лишь отдельные слова.

Больных с нарушением собственной речи, в основном встречающимся при моторной афазии, важно побуждать к собственным высказываниям, строить разговор с ними в виде беседы, диалога, чаще обращаться с каким-нибудь вопросом при выполнении ими работы по дому. За обеденным столом, за просмотром телепередач.

Сам больной, особенно на первых порах, при ответах, не должен торопиться, стараясь произносить слово или фразу четко и медленно.

Иногда занятия, проводимые с больным его родственниками, ограничиваются лишь упражнениями в названии и повторении отдельных предметов, как правило, существительных в именительном падеже.

И в дальнейшем по мере восстановления речи у них может выработаться т.н.

«телеграфный стиль», когда такой больной вместо фразы «Вынь из холодильника тарелку с ветчиной» говорит «Холодильник, тарелка, ветчина».

Во избежание этого надо сразу же стремиться к формированию речи, состоящей хотя бы на первых порах из коротких фраз типа «здравствуйте», «хочу пить», «дайте хлеб», «идем гулять».

Большую роль в восстановлении собственной речи играют методики «расстормаживания». Расстормаживание речевой функции возможно за счет вовлечения сохраненных речевых автоматизмов: порядковый счет до десяти, название дней недели и месяцев года, куплеты любимых песен и строфы знакомых стихотворений.

По мере восстановления речи в занятиях с больным переходят к повторению относительно простых фраз, тема которых подсказана последними событиями дня: «Сегодня был врач. Я чувствую себя лучше. Сейчас я буду обедать. Дайте мне лекарство».

По мере улучшения речи больного от диалога переходят к восстановлению монолога — собственному речевому высказыванию больного и осуществляется это восстановление в несколько этапов:

— Пересказ рассказанного логопедом или прочитанного больным текста (первоначально очень простого, в дальнейшем –более сложного);

— Рассказ по картинке;

— Рассказ на заданную тему: «в магазине», «в аптеке», «в театре», биографии известных больному писателей, ученых, общественных деятелей;

— Рассказ о собственной жизни, о проведенном дне;

— Коллективное (в семье, логопедической группе) обсуждение какой-либо темы.

На определенном этапе восстановления речи имеет смысл использование магнитофона. Больной прослушивает наговоренный им текст, находит сделанные ошибки, повторяет его и снова слушает запись.

Сенсорная афазия

В задних отделах височной доли левого полушария головного мозга расположен центр понимания речи окружающих (центр Вернике), принимающий участие в восприятии на слух специфических звуков речи (фонем) и осуществляющий слухоречевую память. При поражении зоны Вернике возникает нарушение понимания речи окружающих, в основе которых лежит нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти.

Понимание речи включает три основных компонента:

— Понимание значения слова;

— Понимание значения предложения;

— Понимание значения целевого высказывания.

Соответственно восстановлению понимания речи также проходит три этапа: от понимания значения слова к пониманию предложения, а затем и высказывания в целом.

Большое значение имеет угадывающее понимание, когда больной не понимает высказывания в целом, но по отдельным понятным ему словам и по ситуации может угадать, что хочет сказать собеседник.

Это иногда вводит в заблуждение родных, ошибочно полагающих, что больной все хорошо понимает.

Самым губительным для восстановления речи является так называемая «речевая изоляция» больного, когда он предоставлен сам себе, с ним мало разговаривают, его не приглашают для участия в общей беседе, для обсуждения домашних проблем.

Для стимуляции понимания речи окружающих используют беседы, в основном, на простые темы. Спрашивают у больного, хочет ли он есть, пить, пойти погулять, спать, просят его передать какой-либо предмет (не показывая на него пальцем), или произвести какое-либо действие (встать, сесть, взять вилку, включить телевизор и т.д.).

Если больной затрудняется выполнить действие или показать предмет, необходимо подсказать ему и повторно его попросить. После освоения простых операции круг предметов и действий расширяется.

Чтобы больной с сенсорной афазией осознал свой речевой дефект, ему предлагают списать несколько простых слов или решить простые арифметические  параметры. Больному надо деликатно показать его ошибки.

Та как у него нарушено понимание речи, объясняться с ним приходится с помощью мимики и жестов. Если больной игнорирует жесты и мимику собеседника, можно подчеркнуть его ошибки красным карандашом.

Для восстановления понимания речи используют картинки с изображением различных предметов, животных, частей тела, с подписями к ним. Удобно использовать картинки из детского лото.

Больного просят разложить подписи к предметным картинкам, обозначающие их слова, написанные на отдельных маленьких полосках бумаги. Когда больной научится справляться с этим заданием, предлагают списывать эти подписи и читать их вслух.

Восстановление чтения и письма

Параллельно с речевым общением и занятиями по восстановлению устной речи больных необходимо обучать чтению и письму, т.к. восстановление этих функции в значительной степени будет способствовать  и восстановлению речи. Если нет надежд на восстановление письма правой рукой, следует учить больного писать левой.

Лучше начинать обучение письму, чем печатанию на машинке/компьютере, т.к.  письмо прописью тесно связано с функцией речи. В дальнейшем при удовлетворительном восстановлении навыков письма прописью можно начать обучение печатанию на машинке/компьютере, особенно в тех случаях, когда больной владел уже ими до болезни.

Чтение лучше начинать с печатных слов, письменные задания больному стараться на первых порах писать печатными буквами и лишь в дальнейшем переходить на прописные буквы, написанные разборчиво и четко. С первых дней, еще до полного восстановления функции чтения следует больному давать просматривать газеты и журналы, которые он имел обыкновение читать до болезни, т.к.

у больных даже с нарушением функций аналитического чтения часто сохраняется возможность угадывающего чтения.

Для проведения занятий по восстановлению речи, чтения, письма требуются различные пособия:

— Предметные и сюжетные картинки (их можно вырезать из детских книг, журналов);

— Разрезная азбука, букварь;

— Книги для чтения; на первых порах это книги для младшего возраста: сказки, рассказы, например Л.Н. Толстой, учебники русского языка для иностранцев.

Занятия по восстановлению речи при хорошем общем состоянии больного проводятся по 30-60 минут 1-3 раза в день. Однако многие больные не могут долго концентрировать свое внимание. При длительном умственном напряжении у них возникают головные боли, головокружение, повышается кровяное давление.

В этих случаях занятия следует проводить по 10-15-20 минут, но количество их в течение дня увеличить до 5-7 раз.

Однако, стремясь почаще проводить восстановительные занятия, не надо оказывать психологическое давление, когда больной плохо себя чувствует или не в настроении; не следует прерывать, если он хочет что-либо сказать, но это плохо получается.

Источник: https://neuroreab.ru/article/2019/rasstrojstva-rechi-chteniya-i-pisma-posle-insulta-kak-rodnye-i-blizkie-bolnogo-mogut-emu-pomoch/

Как восстановить речь после ишемического инсульта – заболевания сердца

Как разговаривать с больным после инсульта

После перенесенного инсульта у больного наблюдается расстройство речи или даже полная ее потеря.

Чтобы вернуть человека к полноценной жизни, необходимо провести комплекс реабилитационных мероприятий, который следует начинать в самые короткие сроки.

Восстановление речи после инсульта – едва ли не самое главное в комплексе реабилитационных мероприятий.

Как может повлиять инсульта коммуникационную способность?

Диапазон проблем с общением будет зависеть от того, в какой части мозга случился инсульт, насколько большой была площадь повреждения.

Острое нарушение кровообращения мозга может повлиять на то, как человек говорит,понимает речь, его навыки чтения или письма. Инсульт может оказать негативное влияние на способность общения в различных формах.

Основные последствия в сфере коммуникаций, которые возникают после инсульта:

  • афазия;
  • дизартрия.
  • диспраксия.

Почему нарушается речь после инсульта

Привычные функции организма после инсульта перестают выполняться из-за отсутствия питания мозга, спровоцированного нарушением кровоснабжения.

Если кровь перестает поступать в зоны, управляющие речевой функцией, то происходит атрофия клеток мозга с нарушением этой функции. Таких зон в мозге имеется две – моторная и сенсорная.

Моторная зона отвечает за:

  • правильное воспроизведение речи, независимо от того – устной или письменной;
  • управление мышцами, формирующими условия для правильного произношения звуков.

Сенсорная зона связана с функциями восприятия звуков, с памятью и с распознаванием образов.

Ответственность этой зоны:

  1. связь отдельных слов в осмысленные предложения;
  2. сохранение в памяти информации, делающей произносимое внятным и понятным.

На нарушения речевой функции влияют еще две зоны мозга – зрительная кора, благодаря которой человек может читать, и слуховая, благодаря которой человек воспринимает звуки и может их распознавать. При кровоизлияниях в мозг могут быть поражены несколько участков, управляющих этой функцией.

опасность заключается в атрофии клеток, поскольку этот процесс необратимый. Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный и требует упорного труда не только неврологов, логопедов, родственников, но и самого больного.

Разновидности речевых расстройств

Нарушение нормального кровообращения может оказать негативное воздействие на речевые центры коры головного мозга.

Тогда у человека возникают коммуникационные проблемы различной степени тяжести – в зависимости от величины области поражения.

Могут возникнуть проблемы с произношением не только предложений, но и отдельных слов и звуков. Возникают сложности с формированием слов, мыслей.

Различают такие виды нарушений речи после инсульта:

  • дизартрия – нарушена подвижность лицевых мышц, управляющих артикуляцией, в результате чего речь становится невнятной;
  • афазия – полная или частичная потеря способности говорить;
  • диспраксия – мышцы лица сохраняют обычный для организма тонус, но движение этих мышц и координация расстроены, произношение невнятное.

Несмотря на все сложности, восстановление речи у больных после инсульта возможно, и современные методики и лечение достигают хороших результатов.

Как восстанавливать речевую функцию

Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный, требующий значительных усилий как со стороны медиков, так и со стороны родственников и – это самое главное – от самого пациента.

Чтобы речевые функции восстановились, нужно добиться того, чтобы здоровые участки мозга перестроились и взяли на себя выполнение функций пораженных участков.

Оценка речевых способностей после перенесенного инсульта

Возможно восстановление речи после инсульта в домашних условиях. В комплекс реабилитационных мероприятий входят:

  1. занятия с врачом-логопедом;
  2. различные физиологические процедуры;
  3. лечение медикаментами;
  4. регулярные физические нагрузки;
  5. интенсивные дыхательные упражнения;
  6. работа с нарисованными буквами, словами, предложениями.

Кроме перечисленного, восстановление речи после инсульта сейчас достаточно успешно производится лечением стволовыми клетками.

Препараты для восстановления речи после инсульта при медикаментозном лечении назначаются невропатологом и способствуют нормализации процессов в головном мозге, поддержанию психического равновесия.

Медикаментозное восстановление речи после ишемического инсульта отличается препаратами от лечения после инсульта геморрагического.

Для предотвращения склеивания тромбоцитов назначаются тиклид и аспирин, для восстановления кровообращения – церебролизин, глицин, для восстановления метаболических функций – финилин, гепарин.

Для восстановления психического равновесия назначаются антидепрессанты, снотворные, успокоительные препараты – адаптол, феназепам, валериана, персен.

Занятия с врачом-логопедом

Методика восстановления речи после инсульта выбирается коллегиально неврологом и логопедом в зависимости от того, насколько велика степень нарушения речевой функции, и от общего состояния пациента. Занятия для восстановления речи после инсульта с логопедом начинаются в стационаре.

Занятия с врачом логопедом — для восстановления речи после инсульта

Общими для всех методик являются следующие приемы:

  • пение для завершения предложений;
  • при сенсорных расстройствах использовать наглядный материал для восприятия – рисунки, жесты;
  • произносить окончания предложений вместе с пациентом;
  • подтверждение пациентом слова, соответствующего картинке;
  • повторение пациентом самых обиходных бытовых фраз;
  • демонстрация врачом правильных движений губ и языка;
  • поиск пациентом рифмованных слов, комментирование картинок;
  • чтение скороговорок;
  • заучивание отрывков стихотворений.

Домашние упражнения в реабилитационный период

После выписки из больницы восстановление речи после инсульта в домашних условиях проводят родственники и врачи, навещающие больного.

Врачи, осматривая пациента, беседуя с ним, с родственниками, дают рекомендации по проведению дальнейших реабилитационных мероприятий.

В этот период родственникам рекомендуется:

  1. разговаривать с больным медленно, не повышая голоса;
  2. по возможности кто-то должен постоянно находиться в поле зрения больного;
  3. не торопить больного с ответом, чтобы не вызвать нервного срыва;
  4. не поправлять сказанное больным, если он сам об этом не просит.

Восстановление речи после инсульта – процесс длительный, растянутый во времени.

Логопедический массаж для восстановления речи в домашних условиях

Все это время родные и близкие должны понимать, что нарушена у больного только речевая функция, но интеллект его не пострадал.

Поэтому в общении с больным следует:

  • разговаривать с больным короткими предложениями;
  • формулировать вопросы так, чтобы можно было ответить «да» или «нет»;
  • не перескакивать с одной темы на другую;
  • если не поняли сказанное, лучше переспросить, чем притвориться, что поняли;
  • для облегчения понимания использовать вспомогательные предметы – карандаш, блокнот, компьютер, телефон;
  • убрать отвлекающие раздражители – яркий свет, музыку, телевизор.

Помогут в восстановлении речи после инсульта упражнения лечебной физкультуры, игра в шахматы, пение, дыхательная гимнастика и др.

Особенности работы доктора с больным

задача всех действий специалиста – это растормаживание речи. И для этого используют все те возможности больного, какие у него есть на данный момент. Занятия не должны утомлять пациента. Начинаются они с простых элементов и длятся 10-15 минут. После программа усложняется, и время занятия увеличивается.

Разговаривать с больным нужно спокойно и медленно, чтобы он понимал речь. Если он не может ничего сказать, то просим его кивать в ответ, показывая, что он понимает. Если больному сложно говорить, нужно попросить его выдать любые звукоподражания, которые он может сделать.

Если он может произнести только один слог, то следует подобрать слова, которые начинаются с этого слога, и пусть он пробует постепенно их закончить. То же самое с пословицами и поговорками, названиями известных фильмов. Нужно начать фразу и попросить больного ее завершить, то ли словом, то ли слогом, как у него получится.

Все слова, которые мы обычно произносим автоматически, следует ему предлагать проговорить. Это могут быть дни недели, месяцы, обычный счет до десяти. Хорошо приобщить к работе карточки с рисунками

Можно задавать простые вопросы: «Что это? Что он делает? Какой он?» При этом важно двигаться в этих заданиях постепенно. Сначала называются существительные

Через время, когда этот этап отработан, подключают глаголы, и только потом прилагательные. Постепенно в реабилитационных мероприятиях включаются упражнения на рисование и письмо. Сначала человеку предлагается просто вставить пропущенные в слове буквы, потом срисовать все слово.

Задания постепенно усложняются. Хороши будут упражнения, основанные на задаваемых больному вопросах. Сначала задаются простые вопросы с возможностью ответить «да» или «нет». После вопросы усложняются так, чтобы в самом вопросе содержался односложный ответ.

И это слово и должен проговорить больной в качестве ответа.

Восстановление речи после инсульта: что необходимо знать родным больного

После перенесенного инсульта у больного наблюдается расстройство речи или даже полная ее потеря.

Чтобы вернуть человека к полноценной жизни, необходимо провести комплекс реабилитационных мероприятий, который следует начинать в самые короткие сроки.

Восстановление речи после инсульта – едва ли не самое главное в комплексе реабилитационных мероприятий.

Дизартрия

Дизартрия возникает, когда инсульт вызывает слабость мышц речевого аппарата, которые человек использует, чтобы говорить. Произошедший криз может повлиять на мышцы, которые индивид использует для движения языком, губами или ртом. Иногда при дизартрии человек не может контролировать дыхание, необходимое для производства звуков.

Дизартрия не влияет на способности подбора слов, которые человек хочет сказать, и понимание речи других. При данном расстройстве голос человека может звучать по-другому, и у особы могут возникнуть трудности с четким произношением слов.

Больной может обнаружить, что его звуки невнятные, напряженные, тихие или медленные.Другие люди могут трактовать речь пострадавшего от инсульта, как трудную для понимания.

Если нарушен контроль дыхания, человек предпочитает говорить очень коротким набором слов, а не полными предложениями.

Восстановление речи после инсульта

Как разговаривать с больным после инсульта

Для восстановления речи после инсульта больному нужно работать с врачом-логопедом, а также упражняться в домашних условиях и в общественных местах. Не стесняйтесь общаться с другими людьми, даже если это получается неуклюже. Ниже рассказано об упражнениях, которые позволяют восстановить навыки устной и письменной речи.

Восстановление речи после инсульта: подробная статья

У людей, перенесших инсульт, повреждение мозга часто вызывает проблемы с коммуникацией. Больные могут хуже понимать устную речь и написанный текст.

Многие из них после инсульта теряют способность подбирать подходящие слова, чтобы выражать свои идеи и желания. Навыки коммуникации можно восстановить частично или полностью.

Для этого нужно приложить усилия как самому больному, так и тем, кто за ним ухаживает.

Через несколько дней после того, как случился инсульт, становится понятно, насколько серьезные проблемы с речью он вызвал у больного. Изучая материалы о восстановлении речи после инсульта, вы часто будете встречать слово «афазия». Поэтому полезно знать, что это такое.

Одни пациенты знают, что хотят сказать, но не могут подобрать для этого правильные слова. Это называется экспрессивная афазия. У других диагностируется рецептивная афазия. Они теряют способность понимать чужую речь на слух или письменные тексты.

Афазия — это не заболевание, а симптом поражения участков мозга, связанных с коммуникацией.

Упражнения для восстановления речи

Хорошо, если человеку, перенесшему инсульт, представится возможность пройти несколько занятий с врачом-логопедом. Это специалист, который показывает упражнения для восстановления речи. Во время встреч с логопедом должны также присутствовать люди, ухаживающие за больным. Им нужно запомнить упражнения, чтобы дальше повторять их в домашних условиях.

Людям, перенесшим инсульт, предлагают петь слова, которые они не в силах выговорить. Многим это помогает. Полезно тренироваться проговаривать трудные слова, смотря одновременно на картинку, на которой они напечатаны крупным шрифтом. Пробуйте произносить вслух или петь текст, который читаете. Почаще играйте в развивающие игры со словами, решайте кроссворды.

Больному, перенесшему инсульт, важно участвовать в общественной жизни. Если он находится в изоляции, то устная и письменная речь вряд ли восстановится. Не стесняйтесь признаваться окружающим в том, что вы перенесли инсульт. Просите их говорить с вами медленно, четко, простыми предложениями. Люди не чуждаются инвалидов, перенесших инсульт, и охотно идут им на встречу в этом вопросе.

Отличные результаты дает работа в группах с другими больными, перенесшими инсульт. Пациенты не стесняются малознакомых людей, находящихся в таком же сложном положении, как они сами.

Больные, которые восстанавливаются после инсульта, охотно и с удовольствием общаются друг с другом. У них всегда есть много тем, которые можно обсудить. В результате этого, навыки речи хорошо восстанавливаются, а также появляются дружеские связи.

В США группы людей, выживших после инсульта, даже ставят любительские театральные спектакли.

Не следует ожидать чуда от врача-логопеда. Основа восстановления речи после инсульта — это самостоятельная работа больного, в которой участвуют его родственники и друзья. Она проводится в домашних условиях и в ситуациях общения с посторонними людьми. Успех во многом зависит от того, насколько мотивирован пациент восстановиться. Постарайтесь избежать социальной изоляции.

Восстановление навыка чтения

Вы легко научитесь ставить подходящий размер шрифта на экране компьютера. Чтобы облегчить чтение и понимание напечатанных текстов, может пригодиться увеличительное стекло.

Многие больные, перенесшие инсульт, с удовольствием читают детские книги, напечатанные крупным шрифтом. Это помогает им восстановить словарный запас и навыки чтения.

Попробуйте также произносить вслух или петь текст, который вы читаете.

Полезно читать книги и одновременно слушать их в виде аудио записей. Можно несколько раз так работать с одной и той же книгой, чтобы улучшить понимание и запоминание материала. Это стимулирует мозг одновременно по двум каналам — визуальном и аудиальному.

Предполагается, что в результате такой активной стимуляции ускоряется восстановление после инсульта. Если книга ваша собственная, то можно подчеркивать текст ярким карандашом по мере того, как вы его читаете.

Благодаря этому, вам будет легче следить за текстом, не терять нить повествования.

Как общаться с больным, перенесшим инсульт

Если больной после инсульта плохо понимает сказанные слова, используйте напечатанный текст и картинки в дополнение к устной речи.

Если вы торопитесь, то отложите разговор до того времени, когда вам уже не нужно будет никуда спешить. Сохраняйте спокойствие. Высказывайте идеи по одной, а не сразу все подряд. Говорите простыми предложениями.

Убедитесь, что собеседник более-менее точно понял вас. Деликатно задайте уточняющие вопросы.

Посмотрите видео, какие методы реабилитации после инсульта используют в специализированном медицинском учреждении. Вы сможете делать то же самое в домашних условиях, без необходимости платить большие деньги.

Человек, страдающий афазией после инсульта, может с согласия собеседников записывать разговоры на диктофон. У него будет возможность позже несколько раз не спеша прослушивать эти разговоры, чтобы лучше уловить смысл.

Это хороший совет, на самом деле, если вы не поленитесь его выполнить. Использовать диктофон полезно даже для простейших бытовых разговоров.

Тем более, нужно записывать на диктофон обучающие лекции, если больной, проходящий реабилитацию, посещает их.

С человеком, перенесшим инсульт, нужно говорить простыми словами, короткими предложениями. Не используйте метафоры и иносказания. В то же время, не стоит обращаться с больным, как с ребенком.

Часто оказывается, что перенесенный инсульт ухудшил у больного речевые навыки, но не повлиял на его мышление. Человеку, проходящему реабилитацию, стоит попробовать использовать Интернет, чтобы общаться с другими людьми.

Возможно, такой способ понравится ему больше, чем разговоры. Хотя устную речь тоже нужно восстанавливать, регулярно выполняя упражнения.

Источник: https://centr-zdorovja.com/insult-rech/

Основы ухода за больным после инсульта

Как разговаривать с больным после инсульта

Последствия инсульта могут быть очень тяжелыми, но всегда есть надежда, что жизненно-важные функции будут восстановлены. Причем, чем раньше начинается уход, тем больше шансов восстановить здоровье.

Конечно, лучше всего если есть возможность получить уход в специализированном реабилитационном центре, где с больным будет работать целая бригада врачей, включая физиотерапевта, логопеда, массажиста.

Но не для всех такой вариант реабилитации применим.

Уход за больным после инсульта должен осуществляться не столько квалифицированными специалистами, сколько добрыми, заботливыми и любящими людьми.

И очень многое зависит от тех, кто будет находиться рядом с больным человеком, ведь процесс восстановления после инсульта напоминает процесс выхаживания маленького ребенка.

Уход за больным после инсульта –это обучение больного и координировать свои движения, и переворачиваться, и самостоятельно есть, ходить, и говорить, пользоваться телефоном и зубной щеткой, то есть практически учить жить.

Есть несколько несложных правил, соблюдение которых поможет облегчить уход за больным после инсульта.

Уход за больным после инсульта – общение

С больным после инсульта надо обязательно общаться. Ему просто необходима моральная поддержка. В этот период происходит «обострение» некоторых особенностей характера. Будьте терпеливыми и понимающими. Помните, перед Вами – личность, поэтому всегда говорите с больным уважительно. Есть несколько рекомендаций, как лучше разговаривать с больным, перенесшим инсульт.

  1. Разговаривайте с ним медленно, ясно и обычным голосом.
  2. Стройте короткие предложения, употребляя знакомые слова.
  3. Задавайте закрытые вопросы, такие на которые можно ответить однозначно : «да» или «нет»
  4. Решить проблему общения помогают специально приготовленные рисунки. На них можно изобразить предметы, которые могут понадобиться пациенту (чашка, вилка, ложка) или указать на необходимость каких-либо действий.
  5. Терпеливо выслушивайте больного. Он может не сразу Вас понять. Если Вы не поняли больного, опросите его повторить сказанное.

Рекомендации па уходу за больным после инсульта во время еды

  1. Следите за больным, когда он ест. Если он самостоятельно не может есть, кладите пищу в ту сторону рта, которая не поражена.  В промежутках между твердой пищей давайте ему жидкость, чтобы убедиться, что вся еда проглочена.
  2. Наденьте на ручки ножей, ложек, вилок толстые резиновые трубки, ими будет легче пользоваться.
  3. Если пациенту трудно держать стакан с жидкостью – приучите пользоваться соломинкой, поильником.
  4. Во время еды парализованная рука должна быть вытянута вперед и лежать на столе.

    Желательно, чтобы стол был простой, хорошо сконструированный с нескользким покрытием.

  5. У больного могут возникнуть проблемы со стулом.

    Для предотвращения запоров постарайтесь откорректировать диету, включить в рацион продукты, богатые клетчаткой, растительную пищу, а также продукты, улучшающую деятельность кишечника (курагу, чернослив, свеклу, отруби)

Организация личной гигиены

  • После душа смажьте кожу питательным кремом, так как на пораженных участках тела кожа очень сухая. Следите за состоянием кожи на пятках, крестце, ягодицах, затылке.

  • Когда больной ложится в постель, положите его парализованную руку на подушку, а при ходьбе – на поддерживающую повязку.
  • Расположите необходимые больному предметы в пределах досягаемости на прикроватном столике.

    Рядом должны находиться – телефон, стакан с водой, лекарственные средства, очки, протезы, слуховой аппарат.

  • При ухаживании за больным обратите внимание на свои руки. Они должны быть с короткими, неострыми ногтями, без колец, браслетов, чтобы не ранить кожу больного.

  • Чаще перестилайте постель, она должна быть ровной, без крошек, без изгибов и складок.
  • Переворачивайте больного каждые 2 часа.

Передвижение пациента

  • Если больной передвигается по дому на инвалидном кресле, позаботьтесь о том, чтобы на пути передвижения не было никаких препятствий. Уберите порожки, ковры, мелкие предметы, за которые может зацепиться коляска. Если коляска не входит в дверной проем, снимите двери между комнатами или сделайте их раздвижными.
  • Если больной может встать и передвигаться самостоятельно, сделайте в комнате и коридоре перила.
  • Обувь больного должна быть удобной и не скользить по полу.
  • Максимально используйте допустимый двигательный режим, обеспечив его реализацию (прогулки по комнате на костылях, с помощью стула, прогулки на улице с сопровождением, движение в кровати).
  • Обучайте больного самообслуживанию, поощряйте есть, бриться, подтягиваться в кровати.

Организация досуга

  • При уходе на работу поинтересуйтесь, чем планирует заняться больной в течение дня. Если ему понадобятся вещи, хранящиеся в труднодоступных местах, заранее приготовьте их. Договоритесь с пациентом, чтобы он не делал самостоятельно в Ваше отсутствие ничего опасного.
  • Позаботьтесь, чтобы всегда на видном месте лежали ручка и блокнот, куда бы больной мог записывать свои желания.
  • Больному не должно быть скучно.

    Обеспечьте его на расстоянии доступном его руки – пультом от телевизора, газетами, журналами, книгами, радио, компьютером

  • Поощряйте детей к общению с больным, частое общение с ними создаст благоприятное настроение больного.
  • Следите, чтобы атмосфера в семье была теплой и доброжелательной.

    Хвалите его чаще, подбадривайте, старайтесь, чтобы даже незначительное улучшение его состояния было замечено близкими.

  • Обеспечьте сигнал для вызова – колокольчик, позвякивание ложки о стакан – до которого больной мог легко бы дотянуться здоровой рукой.

Отнеситесь к этим рекомендациям по уходу за больным после инсульта внимательно. От самочувствия и психологического состояния пациента зависит многое, иногда это важнее для выздоровления, чем прием лекарств. Больной должен испытывать положительные эмоции – и от вкусной еды, и от вашего внимания, и от улыбки детей, от любимой музыки.

Источник: https://www.wp-german-med.ru/nevrologicheskie-zabolevaniya/177-2013-03-14-19-51-51.html

Больница103.Ру
Добавить комментарий