Лев прыгунов инсульт

Лев Прыгунов: В сыне до сих пор вижу погибшую жену

Лев прыгунов инсульт

Лев Прыгунов объяснил, почему в России жить лучше, чем в СССР, зачем сдал сына в интернат и что убило Иосифа Бродского.

[:same:]

Советскому Джеймсу Бонду, звезде голливудского и всего мирового кинематографа 23 апреля стукнуло 76 лет.

Исполнитель знаменитых ролей в фильмах «Сердце Бонивура», «Трактир на Пятницкой», «Выстрел в спину» в последние годы редко появляется в кадре, вот уже 43 года он пишет натюрморты и называет их «энергетическим реализмом».

в преддверии дня рождения побывали в творческой мастерской народного артиста РФ и откровенно поговорили с Львом Прыгуновым о смерти первой супруги, о том, что вынудило его сдать сына Романа (режиссер фильмов «Духless» и «Духless-2». – Авт.) в интернат и почему он винит в смерти друга, поэта Иосифа Бродского… стихи.

Двухкомнатное нежилое помещение на окраине столицы превратилась в обитель музы Льва Георгиевича. Творческий беспорядок сражает очарованием и непринужденной легкостью. Здесь можно встретить всё – от старинных книг XVII–XVIII вв. до самогонных бутылей или, к примеру, черепа человека, которому проломили голову.

Уютная мастерская Льва Прыгунова / Андрей Струнин / «Собеседник»

– Это моя небольшая коллекция бабочек, последний раз я их ловил в 1974 году. А вот, кстати, в этом же году вышел журнал «Советский экран» со мной на обложке, это единственная обложка в этом издании за все годы работы в кино.

Фотографы обычно не хотели меня снимать, говорили, мол, тебя все равно никто не напечатает. Но я из-за этого никогда не расстраивался, работал себе и работал. Этот старинный стол и шкаф сделаны руками вологодских мастеров.

Еще у меня есть карта Европы, напечатанная за две недели до начала Первой мировой войны. На ее фоне я написал много натюрмортов.

у шкафа замечаю скульптуру Иисуса Христа без руки…

– Его много лет назад на дороге нашел, он так и валялся без руки и без ног. В советское время церкви использовались под ремонтные мастерские, склады и прочее, поэтому многие церковные атрибуты выбрасывали не задумываясь. Оказалось, что скульптура, которую я подобрал, сделана была еще в XVIII веке.

[:rsame:]

Но больше всего Лев Георгиевич поразил функционирующим американским патефоном 1929 года. Кстати, это устройство Прыгунов купил за 30 «деревянных» еще в советское время.

– В своих интервью часто говорите: мол, актером быть стыдно, профессия не мужская. А сами снялись больше чем в сотне картин.

– Именно во времена СССР было стыдно быть актером, сейчас нет. Советскую власть я не люблю, у руля были коммунисты, если честные, то глупые, если умные, то подлые, и до верха добирались самые наглые. На Западе актерская профессия прекрасно оплачивается, актеры богатые и уважаемые. Помимо основной деятельности, они часто занимались еще и бизнесом.

У нас же советский актер – крепостной, особенно если он состоит в штате, к примеру, «Мосфильма», то вовсе бесправен. Что ему приказывают, то он и делает. В 1969 году вместе с Анатолием Кузнецовым (товарищ Сухов из «Белого солнца пустыни». – Авт.) снимались в Германии в военной комедии «Мой нулевой час».

Так вот в финансовых ведомостях мы расписывались за 800 марок в день, а по факту получали 60. Остальное забирало посольство. Но даже то, что нам давали, было в пять раз больше нашей зарплаты в Москве. Я часто играл так называемых положительных героев, это самое неблагодарное занятие, так как советский герой ничего не делал, о нем только говорили.

В финале он обязательно погибал. В этом разница героев американского кино и советского: у них героя бьют, унижают, пинают, а борется он с какими-нибудь продажными церэушниками или фэбээровцами, но в конце обязательно всех побеждает. В 1975 году в фильме «Без права на ошибку» сыграл злодея и подонка.

После получал сотни писем от восторженных девиц – порок оказался привлекательнее, чем положительные качества советского героя.

Роман Прыгунов / Russian Look

– В советское время вам не нравилось жить, но сейчас вы тоже недовольны политическими реалиями и президентом. Получается, не угодишь…

[:same:]

– Сейчас, слава Богу, несмотря ни на политические реалии, ни на президента, жить все равно лучше, чем в Совдепии. Наша страна на все советское время, то есть на 75 лет, отстает от Америки и Европы. И всегда будет так, особенно если верхи будут продолжать насиловать народ пропагандой.

СССР потому и рухнул, что был построен на вранье и терроре. Проблема в том, что мои соотечественники не любят правду, это чистейший комплекс рабской неполноценности. Нашу страну нельзя разрушить снаружи, ее могут разрушить только сами россияне.

Я верю в реинкарнацию (переселение душ), в 1991 году случилась перестройка, потому что число «перерожденцев» жертв террора Сталина, Ленина и Троцкого в тысячи раз превысило количество палачей. Эта пропорция, на мой взгляд, должна повториться года через 3–4, и все стабилизируется.

Но это возможно лишь в случае, если Владимир Путин не умудрится развязать третью мировую войну. Надеюсь, что люди в конце концов поймут, что Америка никакой не враг и, в сущности, им на нас наплевать. Два длительных визита в США убедили меня в этом. Россию вспоминали там так редко, что забывали, что она вообще существует.

А мы убеждены, что весь мир только о нас и думает, будто у них нет других забот. Не лезли бы в другую страну, не отбирали бы Крым – и все было бы у нас хорошо.

– Вы говорите, что Россия сильно отстает в развитии от США, но у вас была возможность остаться жить в развитой стране, чего ж тогда вернулись?

[:rsame:]

– Моя задача, как, думаю, и многих других россиян, не жить там, где хорошо, а сделать так, чтобы на родине было комфортно. В 1989 году в 50 лет я впервые был выпущен в свободную страну.

Если бы это было в советское время, конечно, там бы остался, жить в лагере общего режима не хотел. Но сейчас все изменилось, могу выехать куда угодно, а те, кто меня не выпускал, вынуждены сидеть на санкциях.

Но думал ли кто-нибудь 30 лет назад, что такое возможно?

21 апреля 1968 года Лев Прыгунов записал в своем дневнике: «Я считаю себя профессиональным актером и на большее искусство не претендую. Сниматься в плохих фильмах нисколько не боюсь, потому что особой разницы между плохими и теми, к которым благосклонно относится наша пресса, не вижу».

Лев Прыгунов с женой Ольгой / личный архив Льва Прыгунова

– Многие ваши коллеги не снимаются в современном кино, считая его недостойной альтернативой советскому, особенно любят порицать сериалы. Как к этому относитесь?

– Ерунда! Значит, их просто не зовут… В период перестройки, когда работы в кино не было, многих актеров кормили именно многосерийные ленты. У нас в кино одна беда – мало профессиональных продюсеров, которые могут смотреть вперед на 20 лет. Вообще, я убежден, что время кино прошло, сейчас есть много других занятий.

[:same:]

– При этом ваш сын Роман занимается режиссурой и, кстати, снял знаменитые ленты «Духless» и «Духless-2». Даете ему советы? Как оцениваете игру главного героя этих психологических драм Данилы Козловского?

– Как снимать кино, я Роману точно не советую, он знает это лучше меня. Мы с ним договорились, что он будет снимать меня в эпизодах. В его дебютной картине «Одиночество крови» и в «Индиго» я тоже играл. Что касается «Духless», то мне нравится эта работа Романа. Козловского считаю блистательным актером, он прекрасно сыграл героя в обоих фильмах.

– Знаю, что Роман вырос в интернате. Как так получилось?

– Мама Романа погибла в автокастрофе в 1977 году в Риге, остался с сыном один на один, не было другого выхода. Честно говоря, в сыне до сих пор вижу Эллу… Вспоминать те события мне очень трудно, поймите.

После смерти любимой женщины Лев Георгиевич долго не мог прийти в себя, но времени на депрессию не было. Нужно было сына поднимать на ноги.

Лев Прыгунов в фильме «Сердце Бонивура» (1969) / Стоп-кадр

– Первые два года мне помогала мама, пока у нее были для этого силы. В то время у меня было очень много съемок, работы в театре, я был постоянно в разъездах, поэтому мне пришлось отдать Романа в московский интернат. Когда имел возможность, то забирал его на выходные домой. Порой специально со съемок летел в Москву на два дня, чтобы с сыном увидеться.

Рома три года жил в интернате (по правилам учреждения в то время там находились только до 9-го класса. – Авт.) с детьми актрис Саши Назаровой, Тани Самойловой, Ларисы Лужиной. Да, возможно, ему было несладко, но именно там он научился самостоятельности и привык отвечать за поступки.

Я очень доволен тем, что он не замечал, что я для него делал, он думал, что все делал сам.

Через шесть лет после трагической гибели первой жены Эллы Лев Георгиевич влюбился в Ольгу, которая на 16 лет моложе актера.

[:same:]

– Сразу согласилась пойти под венец?

– Что вы! Она долгое время боялась меня (в те годы Прыгунов уже снимался не только в советских, но и в заграничных фильмах. – Авт.). Я ее три картины уламывал, Ольга в то время работала помощником режиссера на «Мосфильме». Наконец она сдалась.

Свадьба прошла тихо и спокойно в Москве. Много людей не звали, я, знаете ли, терпеть не могу пышных торжеств. Сейчас Оля – мое всё: советник, друг, любимая! Очень умная женщина, мне с ней повезло.

Ольга талантливая, из нее мог бы получиться прекрасный художник.

– 23 апреля вам исполняется 76 лет. Несмотря на грозные цифры, вы в прекрасной форме. В чем залог этого?

– Я уже 38 лет занимаюсь китайской гимнастикой «Тай дзи чюань». Несколько раз в неделю по 15 минут в день делаю специальные упражнения и читаю много литературы по восточной философии. К примеру, если человек слышит перебои в работе сердца, то это значит, что он занимается в жизни чем-то не тем и организм пытается его предупредить, что дальше так нельзя.

Лев Георгиевич не смог приехать на похороны друга Бродского / личный архив Льва Прыгунова

– Ваш друг, опальный поэт Иосиф Бродский, умер как раз от инфаркта. Он тоже не тем занимался?

– Мы с ним с перерывами общались 30 лет, я всегда искренне восхищался его творчеством. Иосиф очень много курил даже после двух перенесенных инфарктов. Третий оказался последним… Если бы не сигареты, он бы еще лет 10 точно прожил.

Я ему много раз предлагал обратиться к китайцам, они буквально за два сеанса иглоукалывания устраняют зависимость от никотина. Он отмахивался, я показывал ему упражнения, которые делаю сам, он лишь смеялся. Мне кажется, что в большей части Бродского убили стихи. Они забирают много тонкой энергии, которая жизненно необходима для работы сердца.

Плюс ужасные бессонницы. Ни один поэт не знает, что такое стихи и как они к нему приходят. Вот я в последнее время, выпустив несколько поэтических книг, завязал с этим делом и стал лучше себя чувствовать. Лучше рисовать картины, они подпитывают людей энергией.

К примеру, на моей выставке в Липецке старушки подолгу сидели в центре зала и говорили, что приходят сюда лечиться. Эту целебную энергию почувствовал Валентин Гафт и тут же купил у меня картину.

Лев Прыгунов не боится смерти, он верит в реинкарнацию и убежден, что его душа обретет жизнь после смерти. В своем стихотворении «Поезд жизни» он написал: «Позади столько грусти и счастья! Как смириться с потерей такой? Как уйти от последней напасти? Дезертировать в детство – назад? Или лучше – в утробу, как в прятки? Эх, хватил! После смерти и так ты окажешься в чьей-нибудь матке…»

Источник: https://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20150509-lev-prygunov-v-syne-do-sih-por-vizhu-pogibshuyu-zhenu

Лев Прыгунов: «Мы отстаем от Америки на 90 лет»

Лев прыгунов инсульт

В один из вечеров фестиваля «Амурская осень», который недавно прошел в Благовещенске, состоялась интересная встреча с председателем жюри конкурсной программы игровых полнометражных фильмов, Народным артистом России Львом Прыгуновым, на счету которого 118 работ в кино. Своим любимым фильмом актер назвал «Картину» 1984 года, которую показали только через 20 лет на юбилей режиссера Булата Мансурова.

За плечами у него яркий актерский взлет в кино: «Увольнение на берег», «Мне двадцать лет», «Утренние поезда», «Иду на грозу», «Туннель», «Три дня Виктора Чернышева», «Сердце Бонивура». Они принесли стабильную любовь зрителей.

Знание нескольких иностранных языков давало возможность актеру сниматься в совместных советстко-итальянских, советско-румынских, немецких и болгарских проектах. Он выучил языки, решив прочитать книги, которые не издавались в Советском Союзе. Кто же знал, что звезде советского экрана еще придется штурмовать Голливуд.

Прыгунов не стесняется признаться, что с удовольствием снимался в любых фильмах — и хороших, и даже плохих. И не стыдится ни одной из своих ролей, поскольку всегда работал с полной отдачей.

https://www.youtube.com/watch?v=FVGKK4WVkto

И все же Лев Прыгунов так и остался для многих человеком-загадкой — чего только не умеет! Увлекается китайской философией, восточными единоборствами и йогой, отлично стреляет… Недаром среди сыгранных им ролей немало сотрудников спецслужб самых разных рангов, а то и двойных агентов.

Он и сам в России жил так — создавая на экране убежденных комсомольцев, таких, как Виталий Бонивур, сам Прыгунов всю жизнь ненавидел Советскую власть — его деда, священника, забили насмерть на глазах у семьи. Родился Лев Прыгунов в 1939 году в Алма-Ате, куда его мать сбежала, спасаясь от преследования ВЧК.

Он так и не смог забыть, как она всю жизнь вздрагивала от каждого шороха за дверью…

О молодости актер вспоминает с нежностью — о том, как снимался с Владимиром Высоцким. Экономя, зайцем мотался на съемки в поездах на третьей полке. Научил этой хитрости и Высоцкого. А потом на сэкономленные деньги кутили веселой компанией.

О том, как однажды умудрились с помощью букетиков проехать на халяву в пустом международном вагоне. Рассказал еще об одной статье доходов бедных студентов театральных училищ — пробах в кино, за которые в советские времена неплохо платили.

По признанию актера, он никогда не боялся остаться без ролей. «Есть несколько древне-китайских законов, которые помогают мне в жизни, — признается он. — Люблю китайскую философию. В прошлой жизни точно был китайцем. Есть такой потрясающий закон — «закон пустоты».

Он говорит о том, что если ты «забит» собой, у тебя никогда ничего не получится. Когда человек спокоен и и не тратит лишние силы, у него больше творческих сил. А если ты «забит», то становишься никому не интересен. Есть закон «коромысла» — мой любимый закон: если ты загружаешь «оба ведра» — это отталкивает людей.

Чем меньше ты хочешь, тем больше тебя хотят».

Оказывается, во времена его актерского взлета и удачи, после звездой роли Бонивура у Прыгунова было много завистников. Фильм был назван провальным. Для примера был приведен тот же Владимир Коренев, с которым Прыгунов снимался в «Детях Дон Кихота» — после того, как Коренев снялся в «Человеке-амфибии», от него отказывались режиссеры, боясь, что его слава затмит их новый фильм.

Вот и о Прыгунове распускали слухи, пытаясь убедить режиссеров не снимать молодого актера. На этой волне его даже не пустили в три фильма — в Италию, Данию (в «Красной мантии» снялся тогда Олег Вавилов). Как антисоветчика Прыгунова не выпускали не только за границу, но и на центральные студии. Приходилось ему сниматься на периферии — на Одесской, Белорусской и Киевской студии.

По прошествии нескольких десятилетий Лев Прыгунов уже не стесняется признаться, что однажды принял помощь цеховика и каталы, криминального авторитета с кличкой «железный Люсик». Именно он помог разрулить ситуацию с запретом Прыгунова в кино. Связи у него были везде, он запросто позвонил Лазарю Наумовичу Милькису — руководителю «Мосфильма» и дал указание взять его.

Начальник актерского отдела Адольф Михайлович Гуревич делил всех на «своих» и «чужих». У актера случилось с ним два огромных скандала. Это был единственный человек на свете, которого он хотел даже убить. «После звонка покровителя все кардинально изменилось, словно по взмаху волшебной палочки», — вспоминает актер. — «Меня стали выпускать сниматься в ГДР и Болгарию».

Параллельно Прыгунов учил английский язык. Через год он уже прилично изъяснялся. Правда, однажды друг ему сказал, что говорит он на английском как пьяный канадец — столь жутким был акцент. Интересно, что учил язык Прыгунов по собственной методике, ведь по школьным учебникам, считает он, сделать это невозможно.

«В школе у меня по английскому и французскому языках были одни тройки», — признается актер. — «По моей методике нужно три месяца заниматься одной только фонетикой. И только потом приступать к самому языку. Я учил английский язык на биографиях американских гангстеров. Мне повезло — в пятом или шестом классе провели эксперимент — в мужскую школу дали преподавателя латинского языка.

Все над ним издевались, а я из жалости налегал на латинский язык. Потом, снимаясь, выучил немецкий, итальянский, румынский языки. Потом и китайский».

Особая гордость актера — участие в 13 американских фильмах. Четыре своих работы в Голливуде считает довольно большими. Так, в «Цене страха» Прыгунов сыграл русского генерала, снимаясь с Беном Аффлеком и Морганом Фриманом, в «Святом» с Вэлом Килмером. В«К-19» он играл с Харрисоном Фордом и Лиамом Нисоном.

Хоть и небольшую роль, но зато генерала КГБ — персонаж, которого в реальности-то у нас не было. Прыгунов считает, что разница между американским и советским героем такова: наш герой должен в конце фильма погибнуть, а американский, несмотря ни на что, выживет. «Сейчас всеобщее вранье испортило всех, — считает актер. — продюсеров, режиссеров. Положительных героев почти не осталось».

В данный момент Лев Прыгунов заканчивает работу в сериале сына, Романа Прыгунова «Мертвое озеро» для канала «ТВ-3». Снимается в полном метре с Владимиром Машковым. «Я — большой патриот России», — с гордостью говорит актер. — Принципиально не смотрю телевизор. Считаю, что должен произойти переворот в мозгах. Мы в России живем в 20 раз лучше, чем в советское время.

И только потому, что приняли начальную стадию капитализма. Однако отстаем от Америки на 90 лет».

Об увлечении живописью Прыгунов сказал: «Еще в школе я стал увлекаться разными ремеслами — решил коллекционировать умения. У нас была шикарная мастерская. Я делал что-то на продажу и хорошо зарабатывал. Косил сено в горах.

В 90-е пришлось реставрировать картины. Я всегда знал, что актерство — переменчивая специальность».

Взялся писать картины, и вскоре с удивлением обнаружил, что за первые же десять непрофессиональных полотен получил больше, чем за 28 лет профессиональной работы в кино.

И «под занавес» Лев Прыгунов поделился рецептом своего любимого алкогольного напитка — «Шприца» — это когда в бокале смешиваются сухое белое вино и минеральная вода. Говорит, что вкусно, почти как шампанское, не так бьет по печени и никогда не будешь пьяным. А, что, надо попробовать!..

Наталья Тендора

Фото автора

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и !

2018, Амурская осень, Благовещенск, Лев Прыгунов, октябрь

Источник: https://unikino.ru/lev-prygunov-amur-fall-2018/

Лев Прыгунов

Лев прыгунов инсульт

Лев Георгиевич Прыгунов – советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР. Фильмография Льва Георгиевича насчитывает более 70 картин. Профессионально занимается живописью с 1972 года. Персональные выставки, начиная с 1983 г. проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне.

Один из первых советских актеров, который начал сниматься за рубежом (в 1964 году Лев Прыгунов снялся в советско-итальянском фильме Джузеппе Де Сантиса в картине «Они шли на восток».) В середине 90-х актер много снимался в американских фильмах – он отлично знает английский язык.
Лучшими своими ролями считает роли в фильмах «Сердце Бонивура» и «Картина».

Недавно Лев Георгиевич проходил лечение в клинике «Новый взгляд» и любезно согласился дать нам интервью.

– Лев Георгиевич, как Ваше зрение сейчас, после операции?

Это у меня, кстати, шестая операция. Причём первые две операции были очень длительные: две по три часа и предпоследняя – 4 часа 20 мин. под общим наркозом, наркоз не такой, как здесь, в «Новом взгляде», очень тяжёлый. С одним глазом у меня проблем нет, а вторым я уже вижу и свет и Вас, ушла ужасная боль.

У меня никогда после тех многочисленных операций в других клиниках не было такой уверенности, такого восторга, такой благодарности как сейчас, я всегда чувствовал что что-то не то… Здесь, в клинике «Новый взгляд» очень высокий уровень человеческого и профессионального отбора. И, кстати, не так дорого.

Но а зрение, как инструмент, для вас вообще, наверное, основное?

Я думаю, что зрение для любого человека, как инструмент, основное, но, Господи, что дано, то и дано! У меня три раза полностью отлетала сетчатка и спас ее Тахчидзе Христо Периклович, но зрение становилось все хуже и хуже.

Радужка стала как бы отмирать, и вот Господь мне послал просто ангела в виде моего приятеля, который меня свёл сначала с Александром Аркадьевичом (Александр Аркадьевич Элиасберг – руководитель клиники «Новый взгляд»), а потом с хирургом Олегом Владимировичем Унгурьяновым.

В Вашей фильмографии больше семидесяти картин. Вы сейчас снимаетесь в кино?

– Снимаюсь, в ближайшее время должно выйти четыре картины.

А у сына снимались? (Сын Льва Прыгунова Роман Прыгунов — кинорежиссер)

– Да, снимался в «Детях индиго». Мы договорились о том, что я готов сниматься в массовке, но только с крупным планом, чтобы обязательно был какой-нибудь крупный план.

А вообще какое отношение у Вас к творчеству сына?

– Мне понравился его последний фильм. Это одна из редчайших российских картин последнего времени, где добро побеждает зло. Это очень важно сейчас. Вспомните американцев, которые в годы великой депрессии снимали потрясающие комедии и мюзиклы.

А у нас в самый расцвет бандитизма снимали «Бригаду». А это самоубийство, самоуничтожение… А очень важно, чтобы главная идея фильма была в том, чтобы люди выживали, чтобы люди побеждали, чтобы люди боролись, чтобы светлое всегда побеждало тьму…

Чтобы «Новый взгляд» победил все устаревшие технологии… (смеётся).

Кстати, о технологиях: я читал Чехова, и он пишет своему приятелю: «Иван Петрович, что ж ты делаешь? Что ты не лечишься? Ты же ослепнешь? Сейчас наука сделала такие гигантские шаги!» Это он писал больше ста лет назад, в 1892 году. Представляю, как далеко шагнула наука с тех пор.

Говорят, что Вы в молодости были главным стилягой и «пижоном»?

– Нет, нет, нет, это страшное преувеличение. Я был, естественно, стилягой, но для того чтобы быть им, надо было иметь деньги.

Как очень точно сказал один мой товарищ, что советскую власть уничтожили не какие-то там диссиденты и не в 60-ых года, а советскую власть уничтожили пятидесятники! Это первые стиляги, которых нельзя было тронуть, потому что это все были дети Совмина, генеральские дети, сотрудников КГБ, и они были неприкасаемы.

Я жил в Алма-Ате, все дети самых знаменитых казахов ходили по «Бродвею», дорого одетые! Нужен был шикарный пиджак, потрясающие туфли на пяти сантиметровой подошве… Я мог сделать только хороший кок и узкие брюки, нашёл куртку какую-то югославскую, пиджака так у меня и не было такого.

Время «стиля» у меня было очень маленькое, потому что это был 10-ый класс школы, 1956 год, а в 1957 году я поступил в институт и нас отправляли на целину. Так что уже было не до «стиля». Но общался я с хорошими ребятами, в 50-ых годах я уже что-то знал о джазе, у меня были пластинки «на рёбрах», я уже слушал Амстронга, и мы покупали чешский джаз. Хорошие были тогда пластинки.

Это были легальные пластинки?

Легальные, легальные. Каким-то образом как-то доставали. И по ресторанам ходили слушать джаз, у нас в Алма-Ате было два ресторана и два хороших оркестра. Тогда же очень много было фильмов, «Серенаду солнечной долины», мы все по десять раз смотрели.

Даже прикосновение к джазу, даже знание джаза, даже упоминание джаза – это уже в компании имело значение. А оттуда – к симфонической музыке, и к архитектуре и прочее-прочее. И когда я решил уехать из Алма-Аты, я поехал не в Москву, а в Ленинград, потому что там были Мравинский, и Рахлин.

И тогда я уже полностью увлёкся симфонической музыкой.

А ваши музыкальные пристрастия изменились с тех пор?

– У меня музыкальные пристрастия одни и те же: я люблю классический джаз, причём я дружу всю жизнь с лучшими джазистами: с Лешей Кузнецовым, Козловым, Гаряняном, Брилем. Я даже начинал петь в джазе в кафе «Молодёжный». Но был очень стеснителен, репетировали мы в обеденный перерыв, а я тогда был уже известным актёром.

Насколько я понимаю, вы, чуть ли не первый советский актёр, который снялся за границей?

– я начал сниматься здесь ещё, ещё до своего выезда. Я был «невыездной», поэтому я в 1988 г. снялся в американском фильме «У нас». Американцы приехали и каким-то образом узнали, что я знаю английский язык. А потом уже в 1989 году я уехал и снялся ещё в одном фильме, а потом уже снимался в Лондоне и в Монреале.

июль 2009

Источник: https://www.nlv.ru/interview/2717

80 лет Льву Прыгунову. «Крайне неблагонадежен». Чудеса и парадоксы в судьбе Льва Прыгунова

Лев прыгунов инсульт
А он жил, как умел. Как считал правильным. А правильным для него было не лгать. Ни другим, ни себе. К 80-летию народного артиста Льва Прыгунова АиФ.ru собрал любопытные и малоизвестные факты его биографии, дополнив их высказываниями актера.

Некоторые кажутся парадоксальными.

Дед, прадед и прапрадед Прыгунова по материнской линии были священниками.

Дед – протоиерей Николай Ржевский (из дворянской ветви) в селе Красногорское на Южном Урале — был зверски замучен красноармейцами во время гражданской войны в Сибири.

Отец был страстным орнитологом и спустя три года после возвращения с фронта погиб при загадочных обстоятельствах. Официальная версия – сорвался со скалы при попытке рассмотреть гнездо редчайшей в тех местах «синей птицы» — лилового дрозда. Льву не было и 10 лет.

Лев Прыгунов: «Наверное, в прошлой жизни я был китайцем»

Мать Тамара Николаевна в 19 лет была арестована. Благодаря влюбленному в нее парню бежала в Ташкент, потом в Алма-Ату. Преподавала в школе литературу. Но всю жизнь вздрагивала от малейшего шороха за дверью. После смерти мужа долго болела, за сыном присматривали тетушки.

В 12 лет, по его признанию, Лев стал «махровым антисоветчиком». Тетушка купила радиоприемник «Балтика». Любознательный мальчик нашел «Голос Америки» и четыре ночи не мог от него оторваться. Что-то страшное говорили там о Сталине и СССР. Но… Лева понял, что это правда. И когда вождя хоронили, с трудом сдерживал улыбку.

Тогда же по собственной инициативе стал брать уроки у профессиональной художницы из Москвы Веры Ивановны, оставшейся в Алма-Ате после эвакуации. Спустя 20 лет активно занялся живописью.

Наученный отцом разбираться в птицах, отличать их по голосам и траектории полета, делать чучела, поступил на биофак пединститута, но через два года ушел — стало скучно.

С юности любит джаз и симфоническую музыку. Фильм «Серенада солнечной долины» с участием оркестра Глена Миллера смотрел раз десять.

На третьем курсе ЛГИТМиКа, пришел в кино. В дебютной картине «Увольнение на берег» подружился с Высоцким, вместе с которым потом уехал в Алма-Ату сниматься в «дурацком фильме».

Лев Прыгунов в фильме «Увольнение на берег» (1962)

После института его приглашали на работу два ленинградских театра, а в деканате сказали: «В Якутию». Тогда все были «под колпаком», объяснит позже Прыгунов – «поехал поступать в Ленинград, а за мной «прилетело» досье: «крайне неблагонадежен».

Я случайно узнал об этом».

Чтобы не пропасть на краю земли безвестным, Прыгунов сбежал в Москву и долгое время, по его утверждению, находился «в подполье», при этом снимаясь в кино, открыто проводя время в ресторане «Националь» и заводя романы с иностранками.

Олег Ефремов приглашал его в «Современник». Но, по воспоминаниям Прыгунова, после собрания коллектива к нему подошел Олег Табаков и посоветовал уйти к Эфросу

Даже став востребованным актером, долго не имел своего жилья. В коммуналках и подвалах отдыхать полноценно не получалось. И Прыгунов ходил отсыпаться в знаменитый третий зал Библиотеки имени Ленина.

Сотрудницы с придыханием рассказывали читателям: «Мы знаем только двух актеров, которые любят читать, — это Вячеслав Тихонов (работал над ролью Болконского в «Войне и мире» Бондарчука. – АиФ.

ru) и Лев Прыгунов».

Читать также  В Крым прибыла делегация из стран ЕС

В 1974 году в последний раз ловил бабочек (есть небольшая коллекция). Тогда же вышла единственная обложка с его портретом в журнале «Советский экран».

Был «корешом» Иосифа Бродского. 33-й экземпляр свой Нобелевской речи, напечатанной тиражом 300 штук, поэт подарил с автографом Прыгунову. В 1989 году актер впервые поехал в США и три дня провел у Бродского. До этого они порой жили друг у друга в Москве и Ленинграде. Знакомство и общение с поэтом актер называет одним из чудес в его жизни.

Лев Прыгунов. 1976 год. РИА Новости/ В. Нисанов

Дружит с поэтом Евгением Рейном, саксофонистом Алексеем Козловым, художником Олегом Целковым.

Первая жена – Элеонора Уманец – работала в Управлении по обслуживанию дипкорпуса МИД СССР. Актер познакомился с ней в «Национале». Узнав о свадьбе, руководство Эллы поставило ей ультиматум: либо Прыгунов, либо работа. Она выбрала его.

Но уволить ценного сотрудника начальство не посмело. В 1977-м Элла погибла в автокатастрофе в Риге. Сыну Роме было 8 лет.

Сначала растить его помогала мать актера, потом мальчика пришлось отдать на три года в интернат, где также воспитывались сыновья Ларисы Лужиной и Татьяны Самойловой.

Актер очень хотел иметь дочь. Но за три дня до родов жены увидел во сне, что появился мальчик. Разрыдался от горя. А, когда родился Роман, пил неделю. От счастья.

Актерство считает немужской профессией. Стыдился, что он – актер. Однако в его фильмографии — более 100 российских и дюжина голливудских картин. Снимался и в хороших, и в плохих фильмах. Ни за один не стыдно. «Пока зовут, надо соглашаться», хотя «время кино прошло».

В советские годы знаковой картиной Прыгунова считалось «Сердце Бонивура» — о комсомольце-мученике. Но поначалу актер отказался играть эту роль. Друг посоветовал: «Представь, что белые – это коммунисты». «Обман» удался. Прыгунов так «умирал», что зрители в зале теряли сознание.

Едва ли не первым из отечественных актеров сыграл иностранца в совместном фильме «Они шли на Восток». Изначально роль предназначалась Энтони Перкинсу, но запрошенный им гонорар оказался не по силам ни СССР, ни Италии. Не подошел и Питер Фальк. Прыгунова утвердили без проб.

Но на съемках он устроил скандал-истерику: «Ненавижу коммунистов! Ненавижу советскую власть!..» Дело в том, что итальянцев кормили в отдельном вагончике, с официантами. А наши актеры стояли с алюминиевыми мисками в очереди к котлу.

Прыгунов, уставший, приходил последним, когда негде было даже сесть… И это был не единственный конфликт во время съемок – характером Прыгунов отличался всегда. В КГБ полетели доносы. Дорога на «Мосфильм» была закрыта. Не говоря уже о съемках за рубежом.

Только спустя пять лет звонком авторитетного завсегдатая «Националя» — «каталы» по прозвищу Гиббон — Прыгунов вернулся на студию, и его фотография даже появилась на Доске почета.

Читать также  Светлана Окольникова поздравила с Всемирным днем писателяЛев Прыгунов. 1981 год. РИА Новости/ Шахвердиев

Член Всемирной ассоциации художников, с 1980-х выставляет живописные работы на родине и за границей. Картины находятся в частных собраниях в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, во многих городах России, в музеях современного искусства.

Первая выставка картин в Москве состоялась в кинотеатре «Ударник», и один из посетителей в книге отзывов написал: «Надо быть или хорошим актером, или хорошим художником. Ни того, ни другого». Прыгунов назвал отзыв «самой смешной надписью», какую он когда-либо читал.

Любимые предметы в натюрморте – бутыли всевозможных форм и размеров. Друзья прозвали его «мастером хрустальных сфер». Прыгунов объяснял эту любовь так: «Бутыль является таким предметом, который объединяет в себе четыре философских понятия: отражение, пустота, прозрачность и наполненность. И все это проходит через сознание».

За 10 непрофессиональных картин, проданных за границей, заработал в 6 раз больше, чем за 28 лет профессиональной работы в кино.

Картина «Натюрморт с книгами» художника Льва Прыгунова. РИА Новости/ Галина Кмит

В 2011-м написал воспоминания «Сергей Иванович Чудаков и др.» — о себе, современниках и малоизвестном поэте Чудакове. 4 года назад выпустил книгу мемуаров «По ту сторону камеры».

Очень способный к языкам. Английский выучил только для того, чтобы читать запрещенные в Союзе книги. Снимался с итальянцами – стал говорить на их языке. Поехал в Германию – освоил немецкий. С румынами на съемках уже через месяц говорил на румынском…

В тире, где тренируются сотрудники спецслужб, актера считают «своим» — за годы работы в кино он освоил почти все виды оружия. Говорят, с 20 метров мог уложить две пули «одна в одну». Впрочем, стрелять Прыгунова научил отец, когда мальчику было 7 лет. В 12 он уже охотился.

С нынешней женой Ольгой живет с 1983 года. Познакомился на «Мосфильме». На 16 лет моложе, она работала помощником режиссера. Но «уламывать» ее актеру пришлось на протяжении трех совместных картин – слухи о «бабнике» Прыгунове ходили ужасные. И не были лишены оснований, признается сам актер.

Заслуженным артистом РСФСР стал в 37 лет, народным России – только в 74.

Актер Лев Прыгунов на премьере фильма «Духless 2» режиссера Романа Прыгунова в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь». РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

Самое большое количество восторженных и любовных писем получил за роль… подонка в фильме «Без права на ошибку» 1975 г.

Многие годы увлекается восточной философией, китайской гимнастикой, йогой.

Писал стихи. Но потом понял, что они отбирают много тонкой энергии, необходимой для работы сердца. И завязал с поэзией. Живопись же, напротив, питает людей энергией. На одной выставке Прыгунова посетительницы признавались, что приходят в галерею… лечиться. По признанию актера, и Валентин Гафт купил его картину из-за целебной энергии.

Считает себя христианином, но верит в реинкарнацию. «Нам суждено находиться здесь постоянно, просто переходя из одного состояния в другое».

Утверждает, что абсолютно счастлив. И при этом говорит, что «счастье – понятие отрицательное. То есть, его просто нет».

В фильме «Меж высоких хлебов» снимался в куртке Wrangler, которую Иосифу Бродскому подарили какие-то американцы. «Только с возвратом», — предупредил тогда опальный поэт.

Перенес несколько операций на глазах – до этого у него трижды отлетала сетчатка, ее спасали, но зрение все равно падало. Радужка стала как будто отмирать…

Дважды его пытались завербовать в КГБ. Причем, сначала обещали «манную небесную» — лучшие роли, поездки за границу. Потом стали пугать. А он начал… придуриваться: «Хорошо, я согласен.

Только, знаете, не люблю самодеятельности. Давайте, окончу Высшую школу КГБ, получу звание, сыграю советского Джеймса Бонда…» Офицеры поняли, что актер «валяет ваньку». Отстали.

Но пригрозили: «За кордон больше не попадешь!»

Уверен, что работал всего на 10 % от того, что мог бы, потому что был правдолюбом, терпеть не мог коллективы и не умел притворяться.

Певец Вилли Токарев , художник Никас Сафронов и актер Лев Прыгунов. РИА Новости/ Дмитрий Коробейников

Не смотрит ни свои, ни чужие фильмы. Делая исключение только для работ сына-режиссера.

Геннадий Шпаликов уговаривал Прыгунова сыграть в его фильме молодого Есенина. А за неделю до самоубийства пришел к нему за «трешкой»…

Признается, что мог стать третьим по популярности иностранным актером в ГДР – после Дина Рида и Гойко Митича. За 10 лет  снялся там в 5 картинах, свободно говорил по-немецки.

В 1989 году, уехав с женой в Лондон, первые 40 фунтов заработал на реставрации иконы. Потом они жили там на средства от продажи картин.

Прочитав изданную в Китае на английском языке книгу «Лечение пальцами», вылечил во время съемок актера Игоря Дмитриева от радикулита – тот просто не мог ходить и не знал, как будет работать.

По крайней мере, дважды был на волосок от смерти. В 13 лет раз ему занесли инфекцию во время операции по удалению аппендикса. Развился перитонит. Полгода восстанавливался.

Потом на съемках в зимней Ялте – под дождем и ветром — снимался на море в шелковой рубашке. Не спасала даже водка. «Если мы вас вылечим, то опишем в научной работе», — пообещали врачи. Он вылечил себя сам.

Йогой — книжка чудом оказалась у него на прикроватной тумбочке…

В ночь на 1 января 1961 года в одном интеллигентом доме встретился с Рудольфом Нуриевым, а через несколько месяцев артист балета сбежал из Союза… Провел ночь за одним столиком в ленинградском ЦДРИ с Михаилом Барышниковым.

Вскоре он остался в Канаде… Друг познакомил его с Александром Годуновым. Потом они встретились еще, даже выпили вместе водки в костюмерной Годунова. А через два месяца он стал невозвращенцем… «А я ведь больше их всех хотел тогда на Запад», — признается спустя много лет Прыгунов.

И только когда попал туда, понял, что жить может только в России.

Его называли везунком. И он это всегда понимал.

Источник: http://www.aif.ru/culture/person/krayne_neblagonadezhen_chudesa_i_paradoksy_v_sudbe_lva_prygunova?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

Читайте хорошие новости!

Источник: http://russiagoodnews.ru/2019/04/24/krajne-neblagonadezhen-chudesa-i-paradoksy-v-sudbe-lva-prygunova/

Лев Прыгунов: «Жизнь начинается после 70»

Лев прыгунов инсульт
Лев Прыгунов: «Жизнь начинается после 70»

В своей жизни Лев Прыгунов успел очень много.

Снялся более чем в ста отечественных фильмах и в десятке голливудских. Дружил с Бродским и Высоцким. Самостоятельно освоил живопись – теперь не только актер, но и художник. Воспитал сына-режиссера… А недавно отметил 80-летие.

– Лев Георгиевич, а ведь вы не собирались становиться актером, правда?

– Да, так и есть. Родом я из Алма-Аты. Родители были учителями: мама преподавала литературу, отец – ботанику. И я тоже поступил в Алма-Атинский пединститут на биофак. Но смог проучиться там только два года. Во время учебы сдружился со студентами-филологами.

Интеллектуалы, блестяще образованные, прекрасно разбирающиеся в истории, литературе, кино, музыке. Почувствовав, что сильно отстаю от них в знаниях, я начал запоем читать. Моя двоюродная сестра, работавшая в спецфонде библиотеки, проводила меня туда, и я зачитывался книжками, которые нельзя было найти нигде.

Там же увидел альбом импрессионистов и был абсолютно потрясен этой живописью. Стал слушать классическую музыку, джаз и играть в спектаклях филологического факультета. Все стали говорить: «Тебе нужно быть артистом…» Вот тогда и решил поступать в театральный. Поехал в Ленинград…

– Почему не в Москву?

– Потом и в Москву. А в Ленинграде я поступил на курс к одной из лучших учениц Станиславского – к Татьяне Григорьевне Сойниковой, в ЛГИТМиК.

В первые месяцы занятий она как-то сказала: «Вы, ребята, особо не думайте, театра сейчас нет, – не воспринимала ни Товстоногова, ни Акимова. – Но есть один мальчик в Москве, зовут его Толя Эфрос, на него вся надежда, может быть, он что-то в театре сделает».

Она сказала это в 1959 году, и получилось так, что ровно через год, уехав в Москву, я попал в команду к Эфросу и проработал с ним два года.

Школа у них с Сойниковой была одна, но, к сожалению, он меня не взял, когда ему дали Театр им. Ленинского комсомола. Я остался в Детском театре, а когда мне все надоело, ушел прямо с репетиции. Потерял еще два года, но в это время уже попал в кино и сыграл много ролей. А к Эфросу ходил пить чай.

«С ВЫСОЦКИМ МЫ ЗАГУЛЯЛИ»

– Вы дебютировали в фильме «Увольнение на берег», где снимался Высоцкий…

– Да, тогда я учился на третьем курсе. Помню, долго проходили пробы, я переиграл все свои сцены с разными актерами. Последняя проба была с Высоцким, нас утвердили, на радостях мы с режиссером решили это дело отметить. Высоцкого еще никто не знал, а был он смешной, яркий, мощный, подвижный, как ртуть.

Вечером они пошли провожать меня на Ленинградский вокзал. Мы взяли бутылку «Бакарди», выпили втроем, режиссер сразу отпал, его отправили на такси домой. А Высоцкому, оказывается, тоже надо было в Ленинград через пару дней. Но он решил ехать, и в Ленинграде мы загуляли: я стипендию получил за все лето, а Володя – гонорар, прокатились потом еще и до Таллина…

– А как в 25 лет вы попали в итальянскую картину?

– Фильм «Они шли на восток» был совместным, советско-итальянским. Но я сыграл главную роль, причем у Джузеппе де Сантиса, одного из гениев неореализма. И должен был сниматься еще – из Италии мне тут же прислали телеграмму, что я утвержден на главную роль в «Тристане и Изольде».

Три месяца ждал, меня, к сожалению, не выпустили. Но в это время я чудом попал в советско-румынскую картину «Туннель». В коридорах «Мосфильма» столкнулся с режиссером Франчиском Мунтяну. Он спросил: «Сниматься будешь?» «Я-то буду, – ответил, – но кто меня пустит?» «Ты алкоголик?» – «Нет». – «Психопат?» – «Нет».

– «Больной?» – «Нет…» Тогда я понял, что на меня наговаривают. Но Мунтяну пошел к руководству и заявил: «Солдата Гришу в моем фильме будет играть Прыгунов, иначе задерживаю картину на два месяца».

А тогда только пришел к власти Чаушеску, и наши очень хотели наладить с ним контакт, так что режиссер этим воспользовался.

«МЕНЯ ВЕРБОВАЛИ В КГБ»

– Конечно, в чем-то мне повезло, – продолжает Лев Георгиевич. – Но при этом у меня была чудовищная депрессия, потому что, кроме белорусской, одесской и киевской киностудий, сниматься мне нигде не давали.

Мало того, что не пустили в Италию, на съемки трех фильмов во Францию, из Дании трижды приезжали за мной, пока в «Красной мантии» не снялся вместо меня Олег Видов, так еще наезжали по линии КГБ, потому что я с неприязнью относился к советской власти и этого не скрывал.

Спас меня один мой приятель – катала, игрок в карты, цеховик, которого подельники не раз спасали от расстрела…

– А с ним как познакомились?

– Через подругу моей жены, он оказался ее любовником. Как-то спросил меня: «Ты где-нибудь работаешь? Хочешь на «Мосфильм»?» «Я-то хочу, – отвечаю как обычно, – да кто меня возьмет? Даже Сергей Герасимов не смог пробить».

И он при мне звонит всемогущему Лазарю Милькису (в течение многих лет организатор кинопроизводства на «Мосфильме». – Ред.). Говорит: «Рядом со мной мой хороший друг и хороший артист. Надо, чтобы он работал». В трубке ему что-то рассказывают. Он кивает: «Так-так-так».

И мне: «Завтра приходи на «Мосфильм», все будет в порядке».

А пришел я к начальнику актерского отдела Адольфу Михайловичу Гуревичу, с которым у меня было два больших скандала.

Людей он делил на «своих» и «чужих», и какими бы достоинствами ни обладал «чужой», говорил ему: «Куда ты лезешь, бездарь?!» Но едва открыв дверь, я услышал: «Лев Георгиевич, наконец-то вы с нами!» Мы обнялись, стали близкими друзьями.

И потихоньку у меня все стало налаживаться. Поехал сниматься в ГДР, в Болгарию, утвердили на главную роль в сериале…

– И даже чуть не завербовали в КГБ?

– Ну это громко сказано! Да, меня пригласили в КГБ, начали нагло вербовать, пугали приводами в участок…

А я же с 1964-го учил английский и, естественно, не пропускал ни одного англичанина-американца, чтобы не потренироваться. После этого меня сразу брали, зато я выучил язык.

Помню, в те годы как-то спросил одного из Штатов: «Как тебе мой английский?» «Ничего, – говорит, – правда, разговариваешь как пьяный канадец…»

«СЫНУ СПАС ДВЕ КАРТИНЫ»

– Вы еще и китайский немножко знаете – на фестивале в Благовещенске с китайцами объяснялись вполне сносно…

– Это правда. В прежней жизни я, наверное, был китайцем, люблю китайскую философию. Некоторые древнекитайские законы помогают мне в жизни.

Например, закон пустоты, который гласит, что если ты «забит» собой, то становишься никому не интересен.

Не замечали в обыденной жизни: красавица явно жаждет закрутить роман, но у нее ничего не выходит, все внимание достается невзрачной, с ее точки зрения, девушке? Просто та спокойна и не тратит лишние силы. Так и в творчестве…

– Как думаете, вам завидовали коллеги?

– Знаете ли вы, что режиссеры в большинстве своем никогда не будут снимать успешного актера? Нет, это не абсурд. Мой героический фильм «Сердце Бонивура» был объявлен полным провалом, меня не снимали, а потом предлагали либо детское кино, либо фэнтези.

Такая же история была у Владимира Коренева после «Человека-амфибии». Не снимали, боялись, что славу отберет, завидовали.

Ну а самым успешным своим фильмом я считаю «Картину» Булата Мансурова по сценарию Даниила Гранина, притом что фильм показали всего лишь раз и спустя 20 лет, на юбилее режиссера.

– Ну а фильмы своего сына вы смотрите? Не критикуете его?

– Да, и мне нравятся фильмы Романа. Снялся у него в «Одиночестве крови», «Духless 2», сериале «Мертвое озеро». Более того, считаю, что спас ему две картины – убедил сделать счастливый финал в «Индиго», а также посоветовал, чтобы в первом «Духless» девушка все же позвонила герою и он вернулся к жизни.

Между прочим, зрители оценили. Финал обязательно должен быть счастливым, плохой вытягивает из человека энергию. Не просто же так в американских картинах положительный герой всегда выживает…

– Недавно вам исполнилось 80 лет. А как-то вы сказали, что настоящая жизнь начинается в 70. И что, убедились в этом?

– Об этом говорили древние китайцы-даосы. И я с этим согласен. В 70 лет открываются глаза, теряются иллюзии. Человек видит реальность, а не выдумывает ее. Хотя русского человека как раз отличает то, что его не волнует реальность. Для него важно то, что он думает о ней…

Андрей Князев,

фото из личного архива

Л. Прыгунова

Источник: https://MirNov.ru/kultura/kino-i-tv/lev-prygunov-zhizn-nachinaetsja-posle-70.html

Больница103.Ру
Добавить комментарий