Помощь психолога при инсультах

Пациент после инсульта: психологическая реабилитация

Помощь психолога при инсультах

Следствия пережитого инсульта у пациента определяются присутствием спазма в руках и ногах. Поведенческие характеристики поддаются большим изменениям. С таким человеком становится трудно общаться, появляется депрессия.

После болезни пациент может целыми днями отказываться от принятия пищи и физических занятий, проявлять активность ко всему происходящему вокруг него. Настроение меняется: от сильного чувства гнева, до совсем неожиданного веселья и радости.

Нарушение поведенческих характеристик

За психику и поведение отвечает правое полушарие, там расположена зона мыслительных функций. Ее поражение возникает при обширном ударе правостороннего инсульта, что определяется при мгновенных патологических процессах в коре головного мозга при ОНМК.

Депрессия у людей после инсульта возникает по причине собственной недееспособности, невозможности жить нормально и полноценно. Кажется, что они никому не нужны, даже мир становится не таким, как его ощущали до инсульта. Следите за тем, чтобы пациент не впадал в депрессию или не возникали суицидальные мысли.

Чаще меняющееся внутреннее состояние связывается с психическими отклонениями, когда больной путается в событиях недавнего времени. Это возможно, если у пациента начальная реабилитация проходила после сильного мозгового кровоизлияния.

У большинства на фоне инсульта появляются проблемы со сном, пострадавшие просыпаются по несколько раз за ночь. Из-за недостаточного сна происходит резкий скачок эмоционального состояния, они в эти минуты становятся более агрессивными, не поддающимися контролю со стороны.

Cоциальная и психологическая адаптация

Особенно остро период после инсульта переживается у тех, кто до момента болезни занимался активными видами деятельности или был на высоком посту. Этот возраст составляет от 25 до 60 лет:

  • Такой человек оказывается в патологическом состоянии, когда даже элементарные действия и навыки становятся сложностью:
  • Они не в силах отвечать на простые вопросы, из-за слабости мимических, артикуляционных мышц, отвечающих за контроль и правильность речи.
  • Не нужно обижаться и кричать на такого человека, если он по каким-то причинам не желает отвечать на обращения и выполнять не сложные упражнения. Чтобы пациент после инсульта смог почувствовать любовь со стороны своих близких людей, уделяйте ему больше внимания, давая небольшие поручения по дому.
  • Важно, чтобы человек, на реабилитации после пережитого инсульта, находился в кругу людей. Это достигается, если пациент поступит на лечение в санаторный центр для восстановления инсулярных пациентов.
  • Чаще общаться и подбадривать больного. Наделить его верой в скорое восстановление. Вместе вспоминайте веселые моменты из совместной жизни. При особо сложных обстоятельствах воспользуйтесь помощью психотерапевта.

В пенсионном возрасте, можно заниматься различными видами домашних увлечений: научиться вязать или шить из цветных лоскутков игрушки для собственных внуков. Такие люди должны чаще выходить на улицу, на различные городские мероприятия или выставки.

Роль психологической помощи

Помощь психолога после инсульта в основном заключается в том, чтобы человек научился контролировать свои действия и поведение в обществе. Снизить депрессию и переживания, повысить волевую сторону поведенческих факторов, преодолевать трудности самостоятельно.

Совместно с психологической консультацией идет улучшение процессов восприятия пациента. Лечащий врач назначает препараты с седативными свойствами, что оказывает влияние на улучшение кровотока головного мозга и повышение умственных способностей перенесшего инсульт.

Благодаря такому подходу при лечении инсульта врач, на основании полученных итогов психологической беседы, определяет конкретный алгоритм дальнейшей реабилитации. Выбирает соответствующие препараты и наиболее подходящие советы при уходе за больным в домашних условиях.

Задачи психолога

Заключается в коррекции нестабильности поведения, что проявляется по следующим причинам:

  • Поражение участков головного мозга, ответственных за когнитивную сторону мышления после инсульта. Пациент не в состоянии усвоить новую информацию, не может вспомнить сюжеты из своей жизни до болезни. Больной не определяет конкретное положение, ему становится трудно, воспроизводить простые слова, ход его мыслей становится менее адекватным.
  • Решает вопросы, касающиеся волевого характера, который необходим для пациентов в период реабилитации двигательных нарушений после инсульта.
  • Акалькулия, в момент такого признака инсульта, пациент не определяет, где меньше или больше.
  • Помогает выявить имеющиеся расстройства гнозиса. Когда пациент не узнает знакомые лица. В том числе понятия, формы предметов оказываются затруднительными. Имеет дезориентацию в собственных ощущениях, где находится парализованная рука или нога. Люди в таком состоянии не в силах вспомнить, по каким причинам они оказались в больнице. Из-за речевых нарушений больной человек путается в названии предмета.

Психологическое консультирование в домашних условиях

Работа с психологом на дому проводится согласно ходу лечения пациента в стационаре.

Если в стационаре психологический курс проходит по схеме от 1 до 1.5 часа за занятие, проводимое один или пару раз в течение одной недели, то после выписки больной может общаться с психологом дома, не менее 10 раз за 6 месяцев.

Это позволит понаблюдать за тем, как человек после инсульта ведет себя до и после психологического консультирования.

В начале реабилитации

Пациент не представляет реальную картину происходящего с ним. Поэтому даже после частичного возвращения утраченных функций, больной не всегда осознает случившееся в полной мере. Родным во время ухода за таким человеком нужно не только следить за его гигиеной и выполнением физических упражнений, но и уделять внимание изменениям в его поведении:

  • Пациент плачет или находится в подавленном состоянии.
  • Больной ведет себя не слишком активно, отрицает присутствия недомоганий. Отказывается выполнять физические упражнения, часто нервничает.
  • Такие люди, которые вследствие значительных последствий инсульта слишком сильно начинают переживать по поводу самочувствия, чувствуют ненужность.

Полезными могут быть только позитивные эмоции, ни в коем случае не укор и обида.

Загрузка…

Источник: https://medded.ru/zdorove/golovnoj-mozg/psihologicheskaya-pomoshh-bolnomu-posle-insulta

Психологическая помощь больным с двигательными нарушениями после инсульта и их родственникам

Помощь психолога при инсультах

Ермакова Н.Г.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психологической помощи Российского Государственного Педагогического университета им. А.И.Герцена

Психологическая помощь больным с двигательными нарушениями после инсульта и их родственникам

Аннотация

Психологическая помощь больным после инсульта направлена на формирование позитивной лечебной и жизненной перспективы.

Проанализированы результаты использования индивидуальной психологической коррекции у 84 больных с последствиями инсульта в условиях стационарной реабилитации.

По завершении коррекции отмечается улучшение настроения больных, повышение самооценки, приверженности к лечению. С родственниками больных проводилось семейное консультирование, направленное на оптимизацию отношений с больными.

Ключевые слова: клиническая (медицинская) психология, реабилитация, инсульт, психологическая коррекция, семейное консультирование.

Ermakova N.G.

PhD in Psychology, Associate professor of the Chair of Klinical Psychology and Psyhological Care, Herzen State Pedagogical University of Russia

PSYCHOLOGICAL CARE OF PATIENTS WITH MOVEMENT DISORDERS AFTER STROKE AND THEIR FAMILIES

Abstract

Psychological care of patients after a stroke is aimed at the formation of a positive medical and life perspective. The results of using the individual correction in 84 patients with stroke in a stationary rehabilitation were analyzed.

Upon completion of psychological correction program marked improvement in patients with mood, self-esteem, boost adherence to treatment.

With relatives of patients was conducted  family counseling aimed at  оptimisation relationships with patients.

Keywords: clinical (medical) psychology, rehabilitation, stroke, psychological correction, family counseling.

Введение.

В последние десятилетия отмечается увеличение числа сосудистых заболеваний головного мозга, что делает актуальной медико-социальной проблемой реабилитацию больных с последствиями инсульта, направленную на восстановление нарушенных функций, социальных контактов, возвращение больного в общество и к посильному труду [13,17,18].Длительный процесс реабилитации больных с последствиями инсульта, нарушение двигательных и когнитивных функций в значительной мере влияют на эмоциональное состояние больного, негативно влияют на его самооценку, на прогноз лечебной и жизненной перспективы, приводят к депрессивным, ипохондрическим реакциям на болезнь[6,7,14,24]. Апатичность, неуверенность в будущем снижает приверженность больного к лечению и активность в мероприятиях восстановительного лечения, что делает необходимым включение психологической помощи в процесс реабилитации больных после инсульта.

В реабилитации постинсультных больных осуществляется принцип единства биологических и психосоциальных методов лечения(Кадыков А.С.)[13]. В процессе лечения применяются биологические методы реабилитации (лекарственная терапия, ЛФК, физиотерапия, бальнеотерапия, эрготерапия), направленные на восстановление нарушенных двигательных функций и самообслуживания.

К психосоциальным методам относятся: логопедическая помощь, социальная работа, трудотерапия, психологическая помощь. Они направлены на восстановление нарушенных высших психических функций, на коррекцию отношений личности, на психологическую и социальную адаптацию больного.

Следует отметить, что в последние годы психосоциальным методам воздействия на больного после инсульта уделяется мало внимания в научных исследованиях. В то время, как  особенности личности больного играют большую роль в формировании отношения к лечению, к болезни, к самому себе; влияют на адаптацию к социуму после заболевания [1,8,15].

Благоприятный семейный климат также способствует активизации больного в восстановлении нарушенных функций (Кадыков А.С.и др.2008).[13,26] .

Семья представляет собой систему взаимосвязанных ролей, отношения между которыми определяются, с одной стороны, социально-культурными нормами, а с другой индивидуальными свойствами личностей.

Семья и внутрисемейные отношения могут служить не только тонким индикатором наступающих изменений личности, но и быть одним из показателей социальной адаптации в обществе.

Велика роль семьи и как ближайшей социальной среды на пути возвращения больного в жизнь, и как важнейшего социотерапевтического фактора, воздействующего на личность больного [3,22,23].

В ряде случаев стремление к доминированию у здоровых супругов и других родственников, низкий уровень самоконтроля и конформности, отсутствие у них терпимого отношения к патологическим реакциям больного человека может привести к психологическому конфликту в семье и социальной декомпенсации больных, к ухудшению у них клинического состояния. С другой стороны окружение чрезмерной опекой, отстранение больного после инсульта от всякой домашней деятельности, способствуют развитию у него пассивного отношения к лечению, и препятствует восстановлению самообслуживания, формированию ответственности больного за  восстановление нарушенных функций. [10,13,25,26].

Большое значение на этапе ресоциализации, приобретает работа с родственниками больных, коррекции внутрисемейных отношений (Кабанов М. М. , 1998; Демиденко Т. Д. . 1989, 2004). [9,10,11]

Следует отметить, что для родственников внезапная тяжелая болезнь близких с трудно преодолимыми последствиями является стрессом.

Реабилитация больного сопровождается моральными и физическими нагрузками родственников и финансовыми затратами, длительным нервно-психическим напряжением, нередко приводит к психосоматическим расстройствам.

В связи с чем, большое значение имеет психологическая помощь родственникам больного[9,3,10,23,25,26].

Как отмечают ряд авторов(Кадыков А.С. и др.2007)[12], важно обучить родственников правилам ухода за больными, а также научить врачей проведению школ для родственников больных(Скворцова В.И.,2008;)[21]; рекомендовать специальную литературу санитарно-просветительного характера [5,12,21]. Архипов В. В. , Прокудин В. И.

, 2005;[2]пишут о деятельности психотерапевтической службы на этапе ранней реабилитации больных с последствиями инсульта в стационаре.

При невозможности контакта с больными после инсульта на этом этапе (до 60 % больных с речевыми и когнитивными нарушениями), они осуществляли рациональную психотерапию по отношению к родственникам больным и социально значимым людям, осуществляющими уход за больными.

Авторы проводили беседы с родственниками, семинары выходного дня, где обучали родственников простейшим приемам ухода за больными, отвечали на вопросы родственников; помещали на стендах информацию для родственников по уходу, отвечали на их вопросы, для того чтобы они смогли грамотно осуществлять уход за больными в домашних условиях.

Работа с родственниками направлена на регуляцию взаимоотношений в семье, коррекцию гиперопеки, на обучение терпимому отношению к больному. Целью исследования явилось изучение динамики самоотношения больных в процессе психологической помощи и выявления наиболее важных  мишений воздействия в работе с родственниками в процессе семейного консультирования.

Программа исследования.

Нами наблюдались  84 больных;-55 мужчин, 29 женщин; в возрасте  от40-49 лет-13; от50до 59-32 больных; от60-до 70 -39больных. Длительность заболевания от 2до 6 месяцев наблюдалась у 36 больных; от 7 до 12 месяцев у 26; от 1 года до 3-х лет у 22 больных. Первый инсульт наблюдался у 59 больных, повторный у 25.

Локализация очага поражения в бассейнах артерий левого полушария наблюдалась у 40 больных; правого полушария у 27, в ветребро-базилярном бассейне у 17 больных. Ишемический инсульт отмечался у 72 больных; геморрагический у 12 больных.

Двигательные нарушения в виде гемипареза легкой степени были у 11; средней тяжести у 40 больных, выраженные двигательные нарушения у 24; вестибулярные нарушения у 9 больных. Речевые нарушения наблюдались у 45 больных: из них афазия у 32, дизартрия у 13.Инвалидность 1 группы у 20 больных ; 2 группы у 64 больных.

В исследование не включались больные с давностью инсульта меньше 2 месяцев и с остаточными проявлениями сенсорной афазией.С больными проводилось клиническое интервью до и после психологической коррекции; оценка самообслуживания по шкале Бартела(БеловаА.Н.)[4], качество жизни(Логунов К.В.)[16], шкала самооценки Дембо-Рубинштейн (Рубинштейн С.Я.)[19].

Проводилось сравнение средних значений показателей с применением критерия Стьюдента [20],при обработке результатов применялась программа Статистика 6.0.Больные получали комплексное восстановительное лечение в условиях стационарной реабилитации городской больницы №40,Санкт-Петербурга.

В лечение входили биологические методы(лекарственная терапия, лечебная физкультура, физиотерапия); и психосоциальные методы (логопедическая ,психологическая помощь).У всех больных было получено информированное согласие на проведение психодиагностики и психологической помощи.

Психологическая помощь была направлена на формирование приверженности к лечению, отношений сотрудничества с персоналом, позитивного самоотношения.

Применялась индивидуальная  психологическая коррекция1-2 раза в неделю, в течение 30 минут в условиях кабинета; и занятия в малой группе(5-6)человек 1-2 раза в неделю, в процессе которых  проводилась арттерапия и  музыкотерапия.

Нами наблюдались 84 родственника больных. Среди родственников были преимущественно женщины в возрасте от 25 до 65 лет-64человека разного семейного статуса:из них матери-3; жены-42, дочери-14, сестра и другие родственники-5, Среди родственников мужчин наблюдались 20 человек; от 42-до 67лет,из них мужья-17,сын-2, отец 1.

С родственниками больных; применялось информирование и семейное консультирование (ДемиденкоТ.Д.,ЕрмаковаН.Г.)[10]; (ЭйдемиллерЭ.Г.)[22]; (Архипов В.В., Прокудин В.И.)[2].

Родственникам предоставлялась информация об особенностях когнитивных нарушений больного, эмоционального состояния; реакциях личности на заболевание, информация о необходимой помощи больному со стороны родственников по восстановлению нарушенных двигательных и когнитивных функций в зависимости от выраженности клинических нарушений больного и локализации очага поражения; о целях и задачах психологической реабилитации на разных этапах. Информирование проводилось индивидуально и в виде настенной печати (санлистков для больных и для родственников).Семейное консультирование было направлено на улучшение возможностей взаимодействия родственников с больным. Социальная поддержка больных со стороны родственников имела важное значение в укреплении позитивного самоотношения больных после инсульта.

Результаты и их интерпретация.

Больные наблюдались в условиях стационарной реабилитации и характеризовались трудностями в принятие своей болезни, её последствий, своего участия в лечении; недоверием к лечению; трудностью формирования отношений сотрудничества с персоналом. В этой группе были больные преимущественно с астено-депрессивными и астено-ипохондрическими реакциями на болезнь.

Таблица  1 – Сравнение показателей больных  (n=84) до и после коррекции с помощью критерия Стьюдента (M ± σ)

ПоказательПериод коррекцииp*

Источник: https://research-journal.org/psycology/psixologicheskaya-pomoshh-bolnym-s-dvigatelnymi-narusheniyami-posle-insulta-i-ix-rodstvennikam/

Опыт психологического сопровождения больных с инсультом и инфарктом миокарда в остром периоде

Помощь психолога при инсультах

Проблема психологического сопровождения  личности в период болезни, которая зачастую приводит к инвалидизации, социальной дезадаптации является многогранной, нуждается в современном исследовании и разработке.

В отделения ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) и неотложной кардиологии госпитализируются как пожилые, так и пациенты молодого  трудоспособного возраста (25лет +/- 45лет), нуждающиеся не только в медикаментозном лечении, но и в психологической помощи.

Е. И. Гусев и А. С. Кадыков отмечают, что реабилитация постинсультных больных, направленная на восстановление нарушенных функций, социальных контактов, профессиональных навыков, возвращение больного в общество и к посильному труду,  становится актуальной медико-социальной проблемой  [3,5,4].

О важности использования мультидисциплинарного подхода к лечению больных  инсультом  пишет Мустафина Л.В. [9] значимой является роль психолога как в нейропсихологической диагностике, так и в психотерапевтическом процессе [9]. Неотъемлемая часть современного лечения и профилактики ССЗ  — психотерапевтическое воздействие [8].

У значительной части больных после перенесенного инфаркта миокарда, устранения патологии коронарных артерий, объективного улучшения гемодинамики и повышения толерантности к физической нагрузке сохраняются стойкие невротические расстройства [10].

По-видимому, у части больных «кризис личности», спровоцированный болезнью, не преодолевается на этапах реабилитации, а в условиях амбулаторного наблюдения порой усиливается, что, несомненно, требует интенсивной психологической помощи и поддержки [10].

Выбор конкретного метода психотерапии основывается, прежде всего, на удобстве применения, экономичности и доступности для больного.

Так, психотерапевтическое вмешательство должно отвечать требованию «субъективной адекватности» и соответствовать особенностям внутренней картины болезни, ожиданиям больного, его возможностям осмысления, интеллектуальному и образовательному уровню. Не менее важно соответствие предлагаемого метода личностным особенностям больного [1].

Психологическое сопровождение пациентов на этапе госпитализации в стационар проводится с целью снижения  интенсивности острого стресса, коррекции невротических, ипохондрических реакций, с целью разработки индивидуальной программы  психологической реабилитации.

Психологическое сопровождение пациентов с ОНМК и инфарктом миокарда включает несколько этапов:

Психологическое сопровождение больных с ОНМК и инфарктом миокарда
1 этап:Психодиагностика или нейролингвистическое тестирование.2 этап:Психологическое консультирование. Проведение тренингов, групп саморазвития. Профилактическое занятие.Релаксация.3 этап:Работа с родственниками: групповые занятия в школе «Жизнь после инсульта».Обмен опытом.

Этапы психологического сопровождения больных с ОНМК и инфарктом

На первом этапе работы с пациентом проводится психодиагностика или нейропсихологическое тестирование (для оценки повреждения ВПФ при инсульте) с целью выявления психопатологической структуры личности во время болезни, преморбидных особенностей, ресурсов, степени патологических изменений психики. Важно определить содержание внутренней картины болезни конкретного пациента для эффективной оценки реабилитационного потенциала. Диагностическая процедура позволяют в форме беседы, формализованного интервью помочь пациенту  выразить значимые переживания на начальных этапах госпитализации в форме вербальных сообщений.

На втором этапе психологического сопровождения пациентов психолог занимается восстановлением патологических невротических реакций, тревожно-депрессивных, апато-депрессивных, невротических, астенических состояний, нарушений сна.  Используются элементы клиент-центрированной психотерапии К.Роджерса, когнитивно-поведенческой терапии А.Бека.

В период стресса пациенты нуждаются в эмпатии, безусловном положительном принятии, помощи в осознании чувств, эмоций, символизации опыта. Психологическое сопровождение пациентов включает помощь в расширении способов реагирования на болезнь, декатастрофизации, поиске альтернативных стратегий поведения, формирование мотивации для дальнейшего лечения и реабилитации.

С пациентами, у которых отсутствуют когнитивные нарушения или имеется незначительный  уровень нарушений, не препятствующий усвоению новой информации,  используются методы изменения негативных мыслей (методика «Осознание негативных мыслей», прием «шкалирование» (Кулаков С.А.,2003), упражнение «Уменьшение значимости предстоящего события» (по P.Shimer,S.Ferguson,1990)) [2].

Психолог обсуждает с пациентом способы планирования целей и действий в период лечения.

Важную роль в психологическом сопровождении занимают релаксационные мероприятия. В отделении кардиологии проводятся групповые занятия по аутогенной тренировке (используются техники: аутогенная тренировка №1 «Расслабление и релаксация».

, №2 «Уравновешенность и устойчивость к стрессу». Авторы: проф. Востриков А.А.,психотерапевт., проф.Табидзе А.А.

, психопедагог) для снятия напряжения, переключения сознания на картины природы, прослушивание релаксационной музыки (серия Целебная музыка рекомендована Центром восстановительной медицины министерства здравоохранения РФ  для снятия стресса, отдыха и оздоровления.

Примеры композиций: Beethoven – Moonlight Sonata, Grieg – Morning Mood from Peer Gynt, Tchaikovsky – Oveture Miniature to The Nutcracker Suite, Mozart – Clarinet Quintet K.581 Largetto & K.581 Allegre и другие).

Пациентам предлагаются упражнения «Место отдыха» (по М.Loscalzo,1996),  «Воспоминания приятных ощущений, связанных с цветом» [2]., которые помогают расслабиться, снять напряжение в теле.

Часто инсульты и инфаркты сопровождаются болевыми синдромами (головная боль, боль в сердце, боль в верхних или нижних конечностях), в связи с этим психолог предлагает эффективное упражнение «Дыхание против боли» (по М.

Сандомирскому, 2005) [2].

Противопоказанием к выполнению упражнений, психотерапевтических бесед являются умеренно выраженные и выраженные когнитивные нарушения, интеллектуальная недостаточность,  острые психотические состояния, психопатоподобное поведение.

Пациенты, которые по медицинским показателям способны совершать движения,  посещают профилактические групповые занятия, где психолог рассказывает об особенностях заболевания, факторах риска и правилах поведения, которые могут обеспечить безопасность жизни. Проводится отдельный блок занятий по вторичной профилактике курения, злоупотребления алкоголем.

В отделении ОНМК реализуется арт-терапевтическая группа самопознания «Краски моей души». На группе пациенты учатся лучше осознавать свои потребности, чувства, эмоции с помощью пластилина, красок, карандашей.

Группа помогает расширить творческие способности, позволяет заново познавать окружающий мир через цвет, форму, оттенки.

На группе обсуждаются  темы: «Я и мой мир», «Мои отношения с окружающими (моя семья)», «Я и болезнь», «Моя мечта», «Природа», «Чувства и настроение»  и многое другое.  

Психолог также использует упражнения «Мой портрет в лучах солнца», которое помогает в развитие коммуникативных навыков, способствует процессу самораскрытия.

Упражнение «Дерево чувств» способствует свободному выражение чувств, пациенты обучаются понимать свои чувства и переживания, адекватным образом выражать и контролировать их [6]. Проводится тренинг по развитию познавательных процессов  у пожилых  по рекомендациям Краевой М.А., Тарасовой Т.О.,Чижовой Е.

А [7], что способствует эффективной адаптации в бытовых условиях, повышает уровень саморегуляции и качество жизни после выписки из стационара.

Тренинговые, релаксационные  и профилактические занятия, индивидуальное консультирование проводятся не более 30 минут 2 раза в неделю, поскольку пациенты склонны к быстрой истощаемости и утомляемости.

Третий этап психологического сопровождения заключается в работе с родственниками больных. Родственникам зачастую требуется поддержка, помощь в коммуникативном взаимодействии с больным, рекомендации по уходу. Для реализации указанных задач проводится школа «Жизнь после инсульта».

Это занятие лекционного характера по темам: «Механизм развития инсульта», «Симптомы инсульта и оказание первой помощи пострадавшему», «Особенности реабилитации при инсульте», «Постинсультная депрессия. Рекомендации о том, как избавиться от депрессии».

Для родственников больных с инсультом разработаны следующие рекомендации:

  1. Используйте в общении с пациентом принцип наглядности, демонстрации. С больными в остром периоде инсульта рекомендуется общаться, как с детьми в возрасте от 3-5 лет. Важно что-то объяснять и одновременно наглядно показывать. Можно использовать картинки, элементы невербального поведения.
  2. Наберитесь терпения. Инсульт – это не грипп, восстановление может потребовать несколько месяцев или лет! Поведение больного часто напоминает поведение ребенка: капризность, привлечение внимания. Помните, что это – больной человек и старайтесь относиться к его поступкам не как к поступкам здорового человека.
  3. Соблюдение режима дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  4. Принцип активности. Старайтесь активизировать пациента с первых дней, если для этого нет противопоказаний. Возможно, стоит напомнить пациенту, что не всё зависит только от медикаментов и лечащего врача, стоит  заниматься восстановлением движений, развитием памяти каждый день.
  5. Принцип поощрения. Старайтесь поощрять больного даже за незначительные изменения.
  6. Принцип самостоятельности. Старайтесь давать больному самостоятельно действовать в ситуациях. Не становитесь нянькой. Делайте не вместо, а вместе с больным.
  7. Принцип разделения ответственности: не рекомендуется возлагать всю нагрузку по уходу за больным только на одного родственника. Подумайте, с кем бы вы могли  разделить нагрузку. Можно обратиться в органы социальной защиты за дополнительной помощью.
  8. Уделяйте внимание своим потребностям, оставляйте время для себя, для хобби. В случаях подозрения, что возникает депрессивное состояние, проблемы во взаимоотношениях с больным родственником, если происходят частые конфликты в семье, непонимание, в случаях кризисных состояний, ощущений собственной вины и несостоятельности  обратитесь  за помощью и поддержкой к психологу/психотерапевту.

Для родственников больных с инфарктом разработаны следующие рекомендации:

  1. Распределение адекватной нагрузки: оберегайте больного родственника от тяжелых физических нагрузок.
  2. Режим дня. Необходимо спать не менее 7-8 часов. Обязательно спать ночью, днём бодрствовать.
  3. Стресс. Старайтесь минимизировать воздействие стрессов в жизни больного. Учиться изменять отношение к происходящему поможет психолог.
  4. Больным не следует менять климатическую зону проживания.
  5. Питание. Ознакомьтесь с рекомендациями по питанию, которое необходимо больному. Информацию можно получить, обратившись на консультацию к  лечащему врачу.
  6. Если больного беспокоит кардиофобия, страх смерти, тревога, то необходимо обратиться к психологу/психотерапевту.
  7. Если у вас возникают проблемы в общении с родственником  или сам родственник переживает стресс, то рекомендуется обратиться на консультацию к психологу.

Общие рекомендации:

  1. Следите за контролем артериального давления у больного родственника.
  2. Следите за регулярным и своевременным приёмом препаратов и выполнением всех рекомендаций лечащего врача, наблюдением в поликлинике по месту жительства.
  3. Выражайте заботу и понимание.

Таким образом, психологическое сопровождение построено с учётом индивидуальных особенностей и потребностей пациентов. Это комплексная психологическая помощь, направленная на регуляцию психического состояния в период госпитализации, оптимизацию дальнейшего функционирования в семье и обществе.

Список литературы:

  1. Бурно М.Е., Иговская А.С. Психотерапия  пациентов с расстройствами личности, характеризующимися преобладанием ипохондрии // Журнал невропатологии и психиатрии. ¬—  2008.108 (12): С. 27— 31.
  2. Григорьева В.Н., Тхостов А.Ш. Психологическая помощь в неврологии. — Н.Новгород.: Издательство Нижегородской гос.мед.академии, 2009.  — 205-230с.
  3. Гусев Е. И., Скворцова В. И. Ишемия головного мозга.  — М.: Медицина, 2001. —  326 с.
  4. Ермакова Н.Г. Психологические особенности больных с последствиями инсульта в левом и правом полушариях головного мозга в процессе реабилитации // Вестник СпбГУ. —  2008.  — Сер. 11. Вып. 3.
  5. Кадыков А. С. Реабилитация после инсульта. – М.: Миклош, 2003. –176С.
  6. Костенко М.Б., Чеперин А.И., Степанова О.Н., Драчук Т.А., Осатюк Н.И., Зинкина А.П. Опыт внедрения и функционирования моделей психосоциального лечения и реабилитации в условиях Омского региона // Сборник статей и модульных практик для психологов/ — Омск, 2011.  — 76с.
  7. Краева М.А., Тарасова Т.О., Чижова Е.А. Тренинг познавательных процессов лиц  пожилого и старческого возраста / под редакцией И.М.Никольской – СПб.: Речь, 2003. – 62с.
  8. Медведев В.Э. Профилатика и терапия психопатологических расстройств у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями//  Журнал Неврология. Нейропсихиатрия. Психосоматика.  — 2012.  —  №3. —  С. 1.
  9. Мустафина Л.В. Ранняя реабилитация постинсультных больных мультидисциплинарной  бригадой: Автореф. дисс.  на соискание ученой степени к.м.н. — М., 2008. — 22 с.
  10. Суджаева С.Г.,Суджаева О.А. Реабилитация после реваскуляризации миокарда. —  М:.Медицинская литература, 2008 — 128 с.

Тарасова Екатерина Владимировна – медицинский психолог, Городское бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Городская клиническая больница №39».

27 октября 2014

Источник: https://psy.su/feed/4105/

Психология выздоровления после инсульта: советы родственникам

Помощь психолога при инсультах

19 февраля 2004 10:17   |   Юнчес Н.О. – Восстановление после инсульта. Санкт-Петербург.2003.

 

Очень важно попытаться объяснить человеку не­обходимость оказывать активное сопротивление на­ступающему инсульту. Больной должен часто слышать слова ободрения и поддержки.

Важно концентриро­вать его внимание на каких-то новых достижениях, будь то увеличение силы в руке, расширение объе­ма движений, способность самостоятельно держать ложку и тому подобное. Окружающие люди долж­ны ободрять его, вселять в него уверенность в насту­пающем выздоровлении.

Помните, что люди со сла­бым типом характера склонны принимать в себя наиболее часто бытующее мнение окружающих лю­дей.

Если вокруг постели будут постоянно произно­ситься охи и вздохи, сокрушенные жалостливые мнения вроде «Теперь ты поправишься не скоро» или «Мне тебя жалко, ведь после инсульта ты уже никогда не вернешься в былое состояние», вряд ли больной человек сможет поверить в свое выздоров­ление.

Еще одна частая преграда, встречающаяся у это­го типа личности, — саможалость. Об этот камень спотыкаются многие люди на начальных этапах вы­здоровления. Человек, лежащий на больничной койке, чаще всего вызывает у других сострадание и сочувствие.

Это важные и положительные эмоции, которые способствуют сплочению вокруг боль­ного настоящей команды поддержки. Но если чув­ства окружающих приобретают гипертрофирован­ный характер, у больного начинает формироваться представление о своей болезни как о чем-то не­преодолимом. Следом возникают мысли о безвы­ходности ситуации.

Вот здесь человека и подкарау­ливает саможалость, которая переводит на себя большую часть сил, предназначенных для выздоровления. Ее действия можно назвать паразити­ческими. Перенесший инсульт человек становится излишне слезливым и раздражительным, достиг­нутые успехи воспринимаются заниженно.

Сни­жается интенсивность и качество физических уп­ражнений. В результате замедляются темпы вы­здоровления.

Для преодоления подобных ситуаций опять сле­дует вернуться к положительным отзывам о течении болезни. Не стоит концентрировать внимание чело­века на негативных проявлениях его состояния. Приводите в пример случаи людей, перенесших ин­сульт с положительным исходом, убеждайте в необ­ходимости оказывать сопротивление грустным мыс­лям о безысходности. Помните, что «жизнь и смерть человека во власти языка». Очень легко одним не­осторожным словом или фразой разрушить в душе у человека только еще начавшуюся формироваться установку на преодоление болезни.

Остановимся на таком понятии, как вера. Возможно, это покажется вторжением в немедицин­скую сферу. Наверняка найдутся люди, считающие, что врач должен заниматься своей областью, а фи­лософские понятия здесь неуместны. Не стоит считать веру исключительно психологиче­ским явлением. Не раз многие врачи убеждались в глубочайшем действии этого свойства души человека.

Вера, по определению, есть осуществление ожи­даемого и уверенность в невидимом. Если при по­стройке здания строители неправильно заложили фундамент, дом перекосится и рухнет. Очевидно, что основание должно быть крепким и надежным. Вера — это то основание, которое позволит больно­му человеку преодолеть все испытания, которые преподносит болезнь.

Если лишить человека веры, то не на что будет опираться ни силе воли, ни стрем­лению к выздоровлению. Действие веры необыкно­венно глубоко в душах людей. Подтверждение то­му — общеизвестный факт действия плацебо. Плацебо — это ничего не содержащий в себе препарат, пустышка.

Если же врач убеждает пациента в силе и действенности этого препарата, то есть включает веру человека, получается эффект, схожий с дейст­вием настоящего химического лекарства. Невероят­но! Больной, верящий в свое выздоровление, исце­ляется гораздо быстрее тех людей, которые такой веры не имеют.

Попробуем разобраться.

Исходя из определе­ния веры, должно осуществиться что-то ожидае­мое. А для того чтобы что-то осуществить, нужно понять цель, затем разработать маршрут, разбить его на определенные участки и приступить к рабо­те. Цель — это выздоровление, маршрут — совме­стные действия лечащих врачей, уход и поддерж­ка окружающих и непосредственная работа самого больного.

На первый взгляд цель вполне естествен­на. Человек должен хотеть выздороветь. Но не за­бывайте: одно дело бороться с простудой, длящей­ся несколько недель, другое — месяцами находить­ся в малоподвижном состоянии.

Длительность заболевания снижает целеустрем­ленность, порой доводя человека до полной апатии и нежелания что-то изменять в своей жизни. Неиз­вестно, как сложилась бы история развития совре­менной Америки, если бы Христофор Колумб повер­нул свои корабли под давлением взбунтовавшейся команды обратно в Европу.

Он верил в свою цель. Вера одного человека изменила ход истории после­дующих веков. Необходимо постоянно укреплять, поддерживать больного человека в его желании обрести здоровье. Более того, все участвующие в уходе за больным также должны верить в его выздоровление.

Помните: вера заразительна и легко переда­ется другим.

Следующий этап — разработка плана лечения. Вам совсем ненужно заменять работу врачей и зани­маться самолечением. Наоборот, вы должны разго­варивать с лечащим доктором на одном языке. Не ждите, что невропатолог станет говорить подробней и проще. Вам придется потрудиться самим.

Нужно будет запомнить какие-то медицинские термины, а заодно и в общих чертах понять их смысл. Необхо­димо познакомиться с описанием медицинских пре­паратов и методик. Этот труд не пропадет даром. Важно также понять, какие процессы происходят с самим человеком, перенесшим инсульт.

Осознав все это, вы сможете представить тот путь, который предстоит пройти. В итоге можно обозначить эта­пы выздоровления. Не следует ставить перед боль­ным слишком большие задачи. На их достижение может потребоваться много сил и времени.

А для подкрепления уверенности в выздоровлении требу­ются постоянные свидетельства удачи и положи­тельные результаты. Не стоит сразу ставить цель типа «тебе нужно научиться стоять». До этого вре­мени может пройти несколько месяцев или больше полугода.

Это ожидание очень сильно истощит ве­ру больного человека. Лучше разбивать путь исце­ления на небольшие, но вполне достижимые в ко­роткое время участки.

Допустим, сперва предложить освоить повороты в кровати в разные стороны, затем овладеть уме­нием выходить в полулежачее состояние, после на­учиться садиться в кровати и так далее. Необходимо понимать, что вера без дел — мертва. Мало говорить бодрым голосом о неизбежности выздоровления. Больному нужно на себе прочувствовать результат.

Человеческая психика устроена так, что концен­трация внимания сосредоточивается в основном на самых больших событиях, а малым вещам внимание не уделяется. Так же происходит и с выздоровлени­ем после инсульта. Человеку может казаться, что важно лишь научиться сидеть, стоять, ходить, а все остальное — незначительные детали. Это огромное заблуждение! Можете ли вы себе представить подъ­ем по лестнице на пятый этаж, если строители за­были сделать один или два пролета. Важна каждая ступенька, иначе вы так и останетесь на первом эта­же. То же самое и при выздоровлении. Каждое да­же самое маленькое достижение должно расцени­ваться как важная победа. Только тогда вера будет подкрепляться и возрастать.

27 февраля 2004  |  14:02

Страхи полезные и бесполезные

Наши страхи могут быть полезными. Например, в социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: так, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения.

13 февраля 2004  |  11:02

Общение с природой — специфическая форма психотерапии

В какие-то определенные периоды жизни почти у каждого человека бывает особо интенсивным общение с природой: морем, лесом, облаками, животными и растениями. По сути своей это не что иное как общение с собой.

10 февраля 2004  |  09:02

Психика больного человека

Психологи и антропологи утверждают, что человек — существо социальное. Что это означает? Прежде всего это значит, что наиболее естественной средой обитания для человека является окру­жение себе подобных, то есть других людей. Одна из самых важных особенностей рода человеческого — способность людей к общению, построению сложных взаимоотношений и связей.

06 февраля 2004  |  10:02

Трудности мужчины в правильном изъяснении

Нам уже тысячи лет известно, что мужчины не очень разговорчивы, в частности, в сравнении с женщинами. Девочки не только начинают говорить раньше, чем мальчики, но у трехлетней девочки словарь вдвое больше, чем у трехлетнего мальчика, и ее речь внятна почти на 100%.

02 февраля 2004  |  10:02

Невроз страха

В конце XIX и начале XX века из неврастении Beard были выделены в качестве самостоятельной формы психастения Janet и невроз страха. Последний впервые был описан Freud в 1892 г., т. е. за несколько лет до создания их психоанализа.

Источник: http://www.medicus.ru/psyhiatry/patient/psihologiya-vyzdorovleniya-posle-insulta-sovety-rodstvennikam-24154.phtml

Инсульт – зачем нужен психотерапевт? – Центр психологической помощи PsichologOnline

Помощь психолога при инсультах

Для всех нас неоспоримым и очевидным является тот факт, что больные, перенесшие инсульт (инфаркт мозга, кровоизлияние в мозг и субарахноидальное кровоизлияние) нуждаются в начале в экстренной медицинской помощи, нахождении в стационаре, а затем в длительной специальной реабилитации с целью возможного, иногда частичного восстановления утраченных организмом функций. Действительно, ведь организм подвергся сильнейшему удару (лат. insultus «наскок, нападение, удар»),— произошло острое нарушение сердечно-сосудистой системы (нарушение миокарда, ОНМК), характеризующееся внезапным появлением очаговой /или общемозговой неврологической симптоматики, которая часто смертельно опасна вследствие цереброваскулярной патологии. Такой удар (если организм его, к счастью, выдерживает) имеет для человека самые неблагоприятные последствия, с которыми ему приходится справляться в дальнейшем.

Не вдаваясь в подробности медицинских манипуляций в стационаре нужно сказать о чрезвычайной важности работы по реабилитации таких больных как в домашних условиях, так и в специальных учреждениях, например отделениях социальной реабилитации инвалидов.

Инсульт: типичный случай

Здесь главное — регулярность и последовательность. От этого зависит когда и в какой мере проявится результат. Как это происходит? Вот, например, типичный случай:

Мужчина 60 лет вечером почувствовал себя плохо, помнит: проснулся, пошел в туалет, перед глазами все поплыло, земля ушла из-под ног. Человек потерял сознание. (Довольно часто инсульт случается ночью.) Врачи определили инсульт в вертебро-базилярном бассейне, там, где мозжечок.

(Мозжечок у человека отвечает за равновесие, положение тела в пространстве.) После его выписки из больницы начались занятия по восстановлению нарушения опорно-двигательной функции (походки).

Реабилитация велась в домашних условиях, с применением различных упражнений и диска для тренировки равновесия jobstick. Если изначально мужчина не мог подняться и спустится по лестнице, с трудом ходил без опоры, то после месячных занятий смог приходить в реабилитационное отделение.

Здесь уже были применены и аппаратные методы, БОС-тренинг на тренировку работы ритмов мозга, стабилоплатформа и упражнения в зале ЛФК.

Казалось бы — восстановить полноценную хорошую работу мозга и других органов тела – это главная цель и этого достаточно, чтобы человек почувствовал себя здоровым.

Вот только это не так, ведь мы не учитываем теснейшую взаимосвязь психики и тела! Действительно, инсульт – это ещё и мощный удар по психике, по мировосприятию, по ощущению себя в контексте своей жизни.

Ведь при инсультах по причине поражения разных отделов головного мозга часто нарушаются движения, речь, память, к тому же меняется восприятие, мышление. Привычные навыки практически потеряны, всему надо учиться заново.

Инсульт: психологические последствия

Как на это реагирует психика больного? Человек это трудно переживает, теряется, ощущает беспомощность, много других негативных чувств. Эти чувства направляются то на себя, то обращены в мир.

По нашим наблюдениям за людьми с последствиями инсульта — они вечно недовольны всем и вся, агрессивны, или же напротив не имеют сил, чтобы справляться со своим состоянием, впадают в постинсультную депрессию.

В борьбе со случившейся тяжелой болезнью у человека не хватает умения выдерживать свою немощь, мало ресурсов для положительных эмоций.

Но как важно именно теперь научиться быть терпеливым к себе, к окружающим! Быть упорным, настойчивым, позитивным, чтобы тренироваться через боль и через силу, превозмогая последствия инсульта, поверить в результат, в себя! В таком состоянии больному в постинсультном состоянии просто необходима психологическая поддержка.

Именно на это нацелена работа клинического психолога/нейропсихолога и постоянная поддерживающая психотерапевническая работа по сопровождению таких больных. День за днем, параллельно с тренировками и аппаратными методами, психотерапия облегчает адаптацию больных с инсультом к новой жизни в непривычных условиях их реальности.

В то же время специалисты- психологи могут и должны работать и с родственниками, «просвещать», что поведение их близкого человека, будь то агрессия, апатия, невнимательность, — это последствия болезни, нарушения мозговой деятельности, а не избалованность.

Инсульт: выход — поддержка психотерапевта

Регулярная работа с нейропсихологом или психотерапевтом помогает выздоравливающему человеку выйти из депрессии, апатии, при этом избегать стрессовых состояний, выработать позитивное отношение к себе и окружающим. При этом человек учится поддерживать себя сам, а еще он учится менять свое отношение к жизни.

Дело в том, и это интересно, что специальный опрос таких пациентов показал, что торопливость, нетерпение, постоянное ощущение нехватки времени, чрезмерный уровень переживания ответственности — являлись стабильной особенностью их поведения на протяжении определенного времени. Но здесь в буквальном смысле «где тонко там и рвется». — Сосуды реагируют на внешнее, иными словами долго длившееся стрессовое состояние. И в результате случился инсульт.

И вот, исходя из этого, психотерапия с больным нацелена изменить стереотип его поведения: терапевт обучает человека замедляться, замечать свое состояние, ощущения в теле, то, что с ним ежедневно происходит. Обращать внимание на свои мысли, отслеживать эмоции.

При поддержке терапевта удается знакомиться с не всегда приятными частями своей личности, которые спровоцировали инсульт. Больной с инсультом научается осознавать себя и относиться к своему здоровью с большей ответственностью. Это, безусловно, приводит к положительной динамике в его физическом и психическом состоянии.

И что очень важно – является психологической профилактикой повторных инсультов!

Так что же дает наилучший результат реабилитации больных с инсультом? Как показывает практика последних лет это — постоянство занятий по специальным схемам с использованием современных аппаратных методов в сочетании с психотерапевтической работой со специалистом. Действительно, только комплексный подход к проблеме, совместная работа медиков-реабилитологов и нейропсихолога/психотерапевта являются оптимальными для возвращения человека к полноценной хорошей жизни, к его достаточной социальной активности.

Такую действенную, высоко профессиональную помощь вы или ваши близкие всегда можете получить, обратившись к специалистам нашего Центра PsichologOnline и на базе ГБУ ТЦСО «Фили-Давыдково», отделение социальной реабилитации инвалидов.

Авторы статьи:Антон Теплов-Грачёв и Козырева Ирина
Записаться на консультацию к Козыревой Ирине:

Источник: http://psichologonline.ru/stati-o-psihologii/vyzhit-chtoby-zhit/insult-zachem-nuzhen-psihoterapevt/

Больница103.Ру
Добавить комментарий