Восстановление памяти и речи после инсульта

Восстановить память после инсульта: проходит ли восстановление, как восстанавливается мозг с помощью упражнений

Восстановление памяти и речи после инсульта

Если человек выжил после инсульта, это уже большая победа. После необходимого лечения наступает долгий период реабилитации всех пострадавших функций организма. В том числе, страдает и память, её тоже необходимо тренировать и восстанавливать. Этот процесс не быстрый и достаточно трудный. Всё зависит от выносливости организма и от того, насколько сильным был приступ.

Описание болезни и ее последствия

Инсульт – это иными словами инфаркт мозга. Он возникает по нескольким причинам и имеет две разновидности. Различают ишемический и геморрагический.

В 80% случаев человека поражает первый. Он возникает в результате нарушения мозгового кровообращения. Причинами могут служить тромбы и холестериновые бляшки, которые закупоривают сосуд и не дают на некоторое время крови попасть к мозгу.

При втором виде происходит кровоизлияние в результате лопнувшего сосуда. Обычно он возникает у людей с изношенными артериями, чаще всего заканчивается летальным исходом.

Спровоцировать приступ могут и некоторые заболевания: гипертония, сахарный диабет, остеохондроз, а также наследственность, вредные привычки.

В результате происходит кислородное голодание нейронов мозга. Они отмирают. В зависимости от времени, на которое произошел сбой в снабжении кислородом и от того, какой участок был поражен и насколько велик масштаб поражения, выражаются последствия перенесенного инсульта, ведь каждый отдел в голове выполняет свою функцию.

Справка: В большинстве случаев после «удара» у больных возникает частичный или полный паралич конечностей, либо всей половины тела, правой или левой. Также распространены случаи нарушения речи или полной её потери. Кроме того, нарушение или потеря слуха. Более подробно рассмотрим потерю памяти после инсульта и ответим на вопрос, можно ли ее восстановить.

Причины потери памяти

Различные отделы головного мозга отвечают за запоминание различной информации.

То есть, за логику и слова отвечает лобная часть, генетику обеспечивает так называемый таламогипоталамический комплекс, за навыки – лимбическая система.

От того, где расположен очаг разрушения нейронов мозга, зависит, какая разновидность памяти пострадала. При запоминании нейроны обмениваются сигналами между собой. После инсульта образуются участки отмерших нейронов, поэтому полноценный обмен между ними невозможен.

Также, учеными доказано, что левое полушарие отвечает за логику, причинно-следственные связи, запоминает правильную последовательность явлений и действий.

А правое полушарие отвечает за эмоции, воображение, информацию, которую вы видим глазами.

Поэтому, какой именно отдел памяти пострадал, зависит от того, какое полушарие мозга пострадало от нехватки кислорода.

Случается, что больной не узнает своих родственников и не помнит кто он. Но более серьезная проблема, когда теряется долгосрочная память.

Человек не может запомнить события, которые происходили несколько минут назад.

По «сроку хранения» в нашей голове, различают оперативную память, которая необходима определенное количество времени. Например, вам необходимо съездить по определённому адресу. Вы посетили данное место, всё, информация больше не актуальна, вы её забываете.

Кратковременная — забывается, если не повторять её. Например, незначительное для вас сообщение в программе новостей по телевизору.

Долгосрочная – это хранение информации неопределенное количество времени. Например, день рождения мамы.

После приступа могут страдать как все виды памяти, так и один из них. Часто возникает ситуация, когда больной не помнит, что с ним было до инфаркта мозга, как он жил.

Также распространены ситуации, когда человек не может запомнить простые вещи. Например, имя медсестры, которая его лечит, какой сейчас месяц и тому подобное.

Еще по типу потери принято делить на вербальную, визуальную и сосудистую деменцию. Первый тип связан с забыванием слов, цифр. Второй – с не запоминанием лиц и окружающей обстановки, третий – и то и другое.

Процесс восстановления

Не запоминание новой информации связано с тем, что нарушен правильный процесс её запоминания, который был до болезни. Необходимо использовать дополнительные методы.

Важно! Чем раньше вы начнете работать над восстановлением, тем больше у вас шансов на успех.

Процесс возврата способности запоминать достаточно трудный. Полная реабилитация больного отмечена в 70% случаев. Успех зависит от нескольких аспектов:

  1. Квалифицированная помощь;
  2. Возраст;
  3. Пол;
  4. Насколько велик очаг поражения нейронов.

Первые успехи наступают в течение первых 2-3недель после проведения интенсивных медицинских мероприятий. Далее до полного возвращения к нормальной жизни придется ждать месяцы и даже годы. Главное – постоянно работать над собой, интенсивно тренироваться.

Упражнения

Больной восстанавливается только с помощью упражнений. Без них не помогут никакие лекарства.

Необходимо начинать с самых простых упражнений. День за днем накапливается всё больше информации.

В течение дня несколько раз повторяйте простые вопросы: как зовут того или иного человека, животного, как называется предмет, какой сейчас год, месяц, день, время года.

Важно! Наберитесь терпения. Подбадривайте больного. Не злитесь, если что-то не получается.

Визуальные упражнения хорошо развивают воображение. Для этого показывайте яркие несложные картинки, рисунки, фотографии. Пусть больной внимательно их изучит в течение 10-15 минут. Затем попросите рассказать, что было изображено.

Ассоциации. Показывайте различные предметы и спросите, с чем они ассоциируются. В первые несколько раз можно подсказать, затем больной должен попытаться вспомнить что-то своё. Например, это будет личная вещь, ранее очень любимая. Допустим, кружка, часы, ручка, брелок и тому подобное.

Совместное чтение. Читайте больному его любимые книги, попросите потом пересказать, что было прочитано. Не стоит выбирать для прочтения новостные ленты, криминальную хронику. Можно взять научно-популярную статью, заметки о природе, животных, путешествиях.

Игра в города очень хорошо тренирует, у некоторых в голове возникают образы тех мест, которые когда-либо посещали лично, или интересовались. У кого-то всплывают воспоминания из уроков в школе или даже географические карты.

Заучивание. Это необходимое упражнение. Оно подготовит к дальнейшей самостоятельной жизни. Напишите список фамилий, имен ближайших родственников и друзей, номера их телефонов. Эти данные хорошо учить по настроению, так лучше запоминается. Между делом хорошо учить небольшие стихи, пытаться проговаривать скороговорки.

Разгадывание кроссвордов и ребусов. Это отлично развивает логику. Можно начать с детских маленьких сканвордов, постепенно переходя к более сложным, в зависимости от успехов. Важно, чтобы был виден результат для самого больного. Психологически положительно влияют все заполненные отгаданные поля.

Записывать. Если у больного нет проблем с конечностями, нет паралича, то заведите блокнот, в котором записывайте всю информацию, которую он считает нужным запомнить.

Предлагаем Вам посмотреть интересное видео по теме:

Как должны вести себя родственники и близкие?

Для родственников конечно болезнь дорогого человека тоже сильное потрясение, но надо запастись терпением и посильно помогать восстановить утраченное в результате инсульта. Рекомендации по поведению:

  • Если у больного сразу не получается сделать что-то или вспомнить, не ругайте его, это сильно занизит самооценку и приведет к тому, что у больного не будет желания работать над собой;
  • Люди, перенесшие «удар», часто капризные. Нужно их подбадривать, настраивать на то, что всё у них получится, нужно лишь время и упорство;
  • Посидите в любимой домашней обстановке, расскажите любимые истории. Важно как можно больше положительных эмоций;
  • Посмотрите семейный альбом с фотографиями. Расскажите, кто на них изображен, постарайтесь вместе подумать, где и когда они было сделано фото;
  • Полезны совместные прогулки или даже выезды на природу, на дачу, на рыбалку, за грибами или ягодами. Всё то, что любил больной до инсульта;
  • Обеспечьте здоровое и правильное питание;
  • Чаще бывайте на свежем воздухе и проветривайте помещение;
  • Благоприятное воздействие после болезни оказывает общение с животными. Если нет кота, заведите. Хорошо себя зарекомендовали и лошади, так называемая, иппотерапия;
  • Можно поручать выполнять несложные домашние дела, чтобы ваш близкий не чувствовал себя беспомощным и обузой.

Восстановление после приступа – это ежедневный труд. В нём не должно быть перерывов. Не пускайте ситуацию на самотек.

Помимо упражнений, направленных на восстановление памяти, нужно принимать прописанные ему лекарства строго по предписанию врача. Обычно это не менее двух месяцев медикаментозной терапии.

Также каждый день тренируйте мышцы. Только в комплексе возможна победа над недугом.

Источник: https://doktor-ok.com/zabolevaniya/golovnogo-mozga/insult/vosstanovit-pamyat.html

Восстановление памяти после инсульта в домашних условиях — методики и рекомендации

Восстановление памяти и речи после инсульта

Последствиями инсульта являются не только частичный или полный паралич мышц тела, но и расстройства органов чувств, а также потеря памяти. В последнем случае человек чувствует себя потерянным и чужим.

Провести восстановление памяти после инсульта в домашних условиях вполне возможно. Тем более что процесс почти не требует физических усилий со стороны пациента или помогающего ему человека.

Как все сделать правильно, разбираем ниже.

Потеря памяти после инсульта, как это происходит?

Потеря памяти при инсульте — это результат внезапно нарушенного мозгового кровообращения в одной из долей и полушарий мозга. Формируется патология в результате тромбоза/стеноза артерии (ишемический инсульт) или ее разрыва (геморрагический инсульт).

В итоге какая-то часть мозга перестает получать достаточное питание. Нейроны (клетки мозга) активно умирают. То есть погибает какой-либо отдел мозга, который может отвечать за различные функции в работе всего организма.

Это может быть двигательная активность, органы чувств, речь и даже память.

Еще из уроков биологии мы знаем, что человеческий мозг имеет два полушария — левое и правое.

Левое полностью контролирует работу правой стороны тела и несет ответственность за процессы логического мышления, установление всех причинно-следственных связей, проведение последовательностей и усвоение любой информации.

Правое полушарие мозга полностью контролирует деятельность левой стороны тела и несет ответственность за обработку полученной визуальной информации, за эмоциональный фон и воображение, за любые данные, которые постоянно поступают в это полушарие.

В норме оба полушария мозга в процессе своей работы питаются одинаково и функционируют в тандеме. То есть постоянно дополняют друг друга. Если же происходит сбой в процессах кровоснабжения хотя бы малого участка мозга, то страдает и его деятельность.

На чем именно это отразится, предугадать невозможно. Перенесший инсульт человек может забыть события до приступа, но будет помнить свое детство. Или забудет, как работает рука при письме, но будет помнить все названия пересмотренных фильмов и т. д.

Важно: восстановить утраченные способности памяти на 100 % невозможно. Но добиться значительных улучшений вполне реально. Редко случаются спонтанные улучшения в состоянии работы памяти пациента. Но это скорее исключение, чем норма.

Причины утери памяти

Памятью называют психологический процесс, который позволяет получать, фиксировать и воспроизводить неограниченное число раз полученную извне информацию. К памяти принято относить и процесс забывания, который позволяет охранять мозг от ненужного информационного шлака.

В целом за работу памяти отвечают нейронные связи. При новом их образовании происходит запоминание, при их активации происходит воспроизведение информации, а при разрушении этих связей происходит забывание.

К тому же память не локализуется в какой-то определенной зоне головного мозга человека. Процесс протекает в обоих полушариях и в любой их части.

К примеру, долгосрочную память обеспечивает гиппокамп, обеспечением навыков социально-произвольной деятельности занимается кора головного мозга, а словесно-логическая память обеспечивается активной работой лобных долей мозга.

Микроинсульты являются одной из самых частых причин амнезии у человека. Процессы таких поражений мозга могут протекать почти незаметно для самого пациента.

При этом ситуация будет усугубляться все больше и больше по мере частоты таких приступов. Дело в том, что в процессе микроинсульта происходят малейшие нарушения в работе сосудистой системы мозга.

Как результат, передача нейронных связей нарушается.

Виды памяти и нарушений

Прежде чем начать процесс восстановления памяти после инсульта, важно понять, что существуют разные ее виды. Так, по длительности хранения информации память бывает:

  • Кратковременная. Обеспечивает восприятие первичной информации (имена, названия мест, картинки и пр.). При отсутствии повторения полученных данных кратковременная память стирает информацию. Если же полученные данные повторять, кратковременная память перебрасывает их в долгосрочную. Таким образом, этот вид памяти является своеобразным исходным плацдармом для долгосрочной памяти. Если при апоплексическом ударе страдает память краткосрочная, то пациент не сможет воспринимать информацию и в дальнейшем запоминать ее, но при этом будет помнить все, что случилось до приступа. Поэтому восстановление короткой памяти человека после инсульта считается более сложным. Здесь нужно учить человека в буквальном смысле мыслить с нуля.
  • Долгосрочная. Обеспечивает длительное хранение данных и их воспроизведение неограниченное число раз при необходимости. Если у пациента страдает этот вид памяти, то он будет готов воспринимать новую информацию, но не будет помнить всего, что происходило с ним до приступа апоплексии. Восстановить этот вид памяти проще через ассоциации, прогулки по знакомым местам и пр.
  • Оперативная. Этот вид памяти обеспечивает хранение информации, которая нужна для выполнения какой-либо операции. Как только действие выполнено, мозг забывает последовательность действий. Оперативная память может работать в интервале несколько минут–несколько дней.

Помимо этого выделяют и несколько видов потери памяти в зависимости от типа забытой информации:

  • Визуальное расстройство. Больной не помнит лиц своих родных и друзей, не помнит знакомых мест и другой зрительной информации.
  • Вербальное расстройство. В этом случае забываются имена и различные названия.
  • Нарушение процесса мыслительной деятельности.

Лечение

Процесс реабилитации памяти у пациента, перенесшего инсульт, должен быть комплексным. Поэтому специалисты назначают не только специальный комплекс упражнений, но и медикаментозную терапию. Помимо этого с согласия доктора можно применять и нетрадиционные методики лечения — ароматерапию и траволечение, которые стимулируют процессы мозговой деятельности.

Медикаментозная терапия

В качестве лекарственной терапии пациенту с потерей памяти после инсульта назначают следующие препараты:

  1. «Глицин». Он же аминоуксусная кислота. Препарат ускоряет процессы мозговой деятельности, нормализует память и повышает концентрацию внимания. Насыщает поврежденные нейроны важной аминокислотой. Ко всему прочему «Глицин» нормализует сон и снижает выраженность депрессии после приступа.
  2. «Фенотропил». Препарат активизирует работу нейронов и при этом обеспечивает активное взаимодействие обоих полушарий мозга. За счет такого действия повышается скорость усвоения информации и ее запоминания. Благодаря «Фенотропилу» концентрация внимания повышается в разы.
  3. «Пирацетам». Лекарство, которое значительно ускоряет метаболизм в мозге и стабилизирует кровообращение. Дополнительно препарат защищает живые нейроны и повышает концентрацию внимания.
  4. «Аминалон». Этот препарат не только улучшает обменные процессы в мозге, но и активно улучшает работу памяти, мыслительные процессы и запоминание.

Тренировки запоминания

Для качественной работы с памятью пациента рекомендуется выполнять специальные упражнения для восстановления памяти после инсульта. Самыми действенными являются такие:

  1. Работа с ассоциациями. В этом случае желательно выяснить, что именно помнит больной из своей прошлой жизни. Затем, чтобы пробудить долгосрочную память, нужно проводить ассоциативные цепочки от одних событий к другим. Подобная тренировка позволяет разбудить долгосрочные воспоминания.
  2. Развитие визуальной памяти. Рекомендуется выложить перед пациентом 5–6 картинок с изображениями животных. Через 1–2 минуты можно перевернуть изображение картинками вниз и попросить пациента перечислить все, что он запомнил. Такое упражнение хорошо тренирует краткосрочную память, но при условии, что у больного не пострадала долгосрочная.
  3. «Выбери нужный наряд». Пациенту предлагают изображение с четырьмя детьми, у каждого из которых имеется отличительный предмет одежды. Дети должны иметь имена. К примеру, у Маши на голове синий бант, а у Пети желтые шорты. Пациенту предлагают запомнить имена детей и их отличительные предметы гардероба. Затем картинку убирают и задают проверочные вопросы. Например: «У кого из детей синий бант?». Или: «В каких шортах Петя?».
  4. Игра в города. Если у пациента не пострадала долгосрочная память, то можно играть в привычную игру. Во-первых, больной вспомнит все буквы алфавита, а во-вторых, активизирует мыслительные процессы.
    История. Предложите пациенту карточки с названием исторических событий и их датами. В течение одной минуты человеку предлагают запомнить информацию. Затем карточку убирают и просят воспроизвести то, что отложилось в памяти.

Важно: при определенных успехах в запоминании картинки для умственной гимнастики нужно менять на другие. К примеру, это могут быть просто числа для запоминания, изображения растений и пр.

Дополнительно с памятью можно работать с помощью таких методов:

  • игры в шашки и шахматы;
  • разгадывание кроссвордов и головоломок;
  • заучивание стихов и пение песен;
  • решение логических и математических задач.

Народные рецепты

В восстановлении памяти можно активно использовать и народные рецепты. В частности, на работу мозга хорошо влияют разные травы.

Траволечение

Растения доступны каждому из нас. Стоимость их невысока, а эффективность доказана веками. При необходимости стимуляции мозговой деятельности лучше использовать такие травы:

  1. Чабрец. Необходимо сделать слабый отвар и пить его в течение дня по несколько маленьких глотков.
  2. Шалфей. Готовят слабый настой из травы и кипятка и потом пьют также маленькими глотками понемногу.
  3. Одуванчик. Используют свежий сок, который пьют по 25 мл до каждого приема пищи.
  4. Рябина. Используют кору. Ее необходимо проварить 10 минут и потом настоять еще 6 часов. Процеженное средство пьют по одной столовой ложке три раза в день.
  5. Лимон с сахаром также улучшает работу мозга.

Ароматерапия

Некоторые ароматические масла также благотворно воздействуют на микроциркуляцию крови в мозге и на его работу. Особенно хорошо в этом плане зарекомендовали себя такие эфирные масла:

  • лаванда;
  • имбирь;
  • розмарин;
  • мята;
  • женьшень;
  • лимон;
  • шалфей.

Важно: при соединении масел розмарина и лаванды происходит значительная активация кровообращения в мозгу. Также активизируется мыслительная деятельность.

Все перечисленные масла можно добавлять в масло — основу для проведения массажей пациенту, перенесшему приступ апоплексического удара. Также масло можно использовать в аромалампах или несколько капель, добавлять в ванну. Соединять эфирные масла между собой нужно очень осторожно.

Спорт и двигательная активность

Двигательная активность играет немаловажную роль в процессах восстановления памяти пациента. Поэтому, если у больного работают обе части тела после инсульта, необходимо обеспечивать ему активную подвижность по мере его сил.

В частности, можно нагружать пациента дома посильной нетравмоопасной работой. Работающие мышцы тела будут посылать импульсы в мозг, который в этом случае будет дополнительно активизировать нейронные связи.

Благодаря этому будет происходить возбуждение максимального количества рецепторов. В результате неработающие отделы центральной нервной системы будут постепенно активизироваться.

Как правило, на фоне таких поставленных задач память со временем возвращается.

Как только пациент сможет полноценно передвигаться по улице, в процесс восстановления можно включать пешие прогулки по знакомым местам. С согласия доктора человек может заниматься легкими видами спорта при условии нормального тонуса мышц.

Важно помнить, что процесс восстановления памяти у пациента, пережившего апоплексию, достаточно длителен. Поэтому и сам пациент, и лицо, помогающее ему, должны быть терпеливыми и настроенными оптимистично. Положительные эмоции дополнительно играют в пользу восстановления памяти.

Источник: https://ritmserdca.ru/insult/reabilitaciya/vosstanovlenie-pamyati.html

Реабилитация и восстановление после инсульта: лечение в домашних условиях, диета и упражнения

Восстановление памяти и речи после инсульта

Восстановление после инсульта достигается несколькими способами – использованием лекарств, применением лечебной физкультуры и физиотерапии.

Виды инсульта

Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) развивается на фоне сосудистых заболеваний – гипертонической болезни, атеросклероза. Развитию инсульта способствуют факторы:

  • стрессы,
  • ожирение,
  • наследственность,
  • малоподвижность.

Обратите внимание! Апоплексия не берётся ниоткуда, ей предшествуют – частое повышение давления, не поддающееся коррекции, головокружения, боли в области сердца, аритмии.

Сосудистые катастрофы подразделяются на следующие виды:

  • Ишемический инсульт – это острая недостаточность мозгового кровообращения. Развивается вследствие закупорки сосуда тромбом или эмболом.
  • Геморрагический вид означает излияние крови в вещество мозга вследствие разрыва сосуда или просачивания через его стенку. Обширный инсульт отличается большой площадью повреждения мозговых тканей.
  • Преходящее нарушение кровообращения наблюдается при гипертонической болезни и атеросклерозе.

Проявления ОНМК связаны со стороной поражения мозга. При обширном инсульте правого полушария возникает паралич левой стороны туловища и лица, а также потеря памяти.

При поражении левого полушария мозга страдает речь, нарушено мышление. Пациент не воспринимает вопросы, не в состоянии дать ответ. Поражение обоих полушарий приводит к полному параличу.

При массивном кровоизлиянии человек впадает в коматозное состояние. При этом отсутствует сознание и рефлексы.

Гомерический инсульт

Одна из форм нарушения мозгового кровообращения – гомерический инсульт, вызванный патологическим смехом. Он является признаком болезни Ангельмана – хромосомного заболевания нервной системы. Беспричинный неконтролируемый хохот возникает также вследствие опухоли мозга, употребления наркотиков, деменции или редкой формы эпилепсии. Смех несвязан с весельем или радостью.

Психические нарушения после инсульта

У некоторых пациентов после инсульта возникают галлюцинации. Патологическое восприятие реальности развивается вследствие поражения мозга. Проявляются они периодически в виде негативных ощущений. Различают большое многообразие галлюцинаций:

  • зрительные явления и образы пациент воспринимает в виртуальном мире,
  • слуховые галлюцинации проявляется в виде ,
  • обонятельные и вкусовые мнимые ощущения несуществующих запахов,
  • соматические нарушения, при которых человеку кажется, что внутри тела поселились живые организмы,
  • вестибулярные галлюцинации проявляются ощущением полёта или вращения своего туловища.
  • Моторные галлюцинации, при которых больной чувствует движение в парализованных конечностях.

Постинсультные ощущения безболезненны, сопровождаются бессонницей, депрессией, агрессивностью. Пациент наряду с мнимыми явлениями адекватно реагирует на реальные события в жизни. Однако его сознание больше отклоняется в сторону иллюзий. Лечение галлюцинаций сводится к устранению причины – последствий сосудистой катастрофы.

Принципы лечения последствий инсульта

Восстановление нарушенных функций и возвращение пациента к социальной и трудовой жизни – это кропотливый труд врачей, подкреплённый помощью родственников. Решающее значение для выздоровления придаётся положительному настрою пациента.

Главные дефекты после инсульта:

  • нарушение ходьбы и движений конечностей,
  • афазия,
  • снижение когнитивных функций – памяти, мышления, чтения и письма.

Врачи разделяют основные этапы реабилитации:

  • В острой фазе – активизация движений в стационаре.
  • Восстановительный период через 3 недели после ОНМК в медицинском центре. Больного переводят в отделение реабилитации в случае выраженного неврологического синдрома.
  • Восстановление больных с умеренными нарушениями мозга проводят в домашних условиях или в поликлинике.

Лечение пациента происходит под контролем кардиолога, невропатолога, специалиста по кинезотерапии. Восстановиться после инсульта помогают урологи, иглотерапевты, работники социальной сферы, психологи.

Реабилитация на первом этапе

Восстановление мозговых функций начинается в остром периоде. В стационаре, если нет противопоказаний со стороны сердца, начинают раннюю активизацию пациентов.

Уже через несколько часов после поступления применяют лечение положением тела (кинезотерапия) и движениями. Для этого используют пассивные упражнения, антиспастические укладки, избирательный массаж.

Уже на пятые сутки применяют аппаратные вертикализаторы.

Параллельно подключают ЛФК, обучают ходьбе и элементам самообслуживания. Компьютеризированные роботы ортезы, имитирующие шаг человека, намного ускоряют восстановление движений конечностей.

Важно! Лечебные меры, проводимые в первые 2 недели после инсульта, уменьшают осложнения, предупреждают инвалидизацию, ускоряют выздоровление.

Ранний восстановительный период физической активности

Реабилитация больных продолжается в домашних условиях по окончании острого периода – через 3 недели. Восстановление даёт лучшие результаты, если лечение проводится на протяжении первого полугодия. В этом периоде для активизации движений продолжают применять кинезотерапию, метод биоуправления по электромиограмме.

Пациенты должны ежедневно выполнять зарядку и лечебную гимнастику по рекомендациям врача ЛФК. Больные сначала ходят с четырёхножным ходунком, после чего с палкой. Для обучения движения без опоры применяют разные виды баланс-терапии. Постинсультная реабилитация включает физиотерапию – вихревые ванны для рук, парафиновые и озокеритовые аппликации.

После перенесённой мозговой катастрофы человек не в состоянии выполнять даже простые физические манипуляции, поэтому нуждается в посторонней помощи. Для облегчения восстановления движений конечностей и позвоночника существуют 2 вида тренажёров:

  • Механические приборы. Промышленность выпускает приспособления для пальцев рук и ног, использующие мышечную силу. Они помогают освоить сгибание и разгибание фаланг.
  • Роботизированные аппараты, оснащённые двигателями, разработаны для восстановления руки и ноги.

Созданы аппараты для пассивной тренировки конечностей больных, прикованных к постели. Они выпускаются в виде кроватей. В продаже имеются тренажёры для разработки суставов. Приборы для электрической стимуляции мышц снимают спастические боли в мышцах.

Восстановление памяти

Снижение интеллекта развивается в остром периоде или во время реабилитации. Ухудшение памяти повышает смертность и риск повторного инсульта. Ухудшает прогноз болезни. Нарушение мышления, внимания часто встречаются у больных, перенёсших инсульт. Основной вид восстановления памяти – медикаментозное лечение. Терапия включает препараты различных групп:

  • Сосудорасширяющие средства. Ноотропил (пирацетам) воздействует на обменные процессы клеток, благодаря чему улучшается кровообращение головного мозга. В результате увеличивается скорость передачи возбуждения нейронов. Действие ноотропов проявляется в улучшении памяти, повышении интеллектуальных способностей – чтения, счёта. Применяются внутримышечные уколы в остром периоде. При нарушении памяти препарат вливают внутривенно капельным способом.
  • Актовегин содержит молекулы кислорода и поставляет их нейронам. Кроме того, стимулирует утилизацию глюкозы тканями мозга. После курса лечения значительно улучшается память, мышление. Актовегин рекомендуется людям с сопутствующим сахарным диабетом.
  • Церебролизин способствует образованию дополнительных нейронов, благодаря чему быстрее происходит восстановление памяти, улучшается мыслительная способность мозга.
  • Цитиколин воздействует как источник холина, необходимого для восстановления мембраны нейронов. Препарат рассасывает поражённые участки мозга. Эффективно применяется для восстановления памяти.

При снижении интеллекта, кроме медикаментозного лечения, проводят занятия в игровой манере. Чтение книг с картинками помогает восстановить память. При бытовом общении пациенту задают простые вопросы, побуждающие к диалогу.

Восстановление речи в период реабилитации

Внимание! Проводить лечебные мероприятия после инсульта важно на протяжении первых 6 месяцев. Положительных результатов можно достичь только на раннем этапе. При лечении последствий инсульта первостепенная задача для пациента – восстановление речевой функции мозга.

Неврологи разделяют постинсультную афазию на несколько видов:

  • Динамическое расстройство речи проявляется трудностями построения предложения и высказывания мысли. Наблюдаются при поражении задней части лобной доли.
  • Моторная афазия возникает из-за нарушения артикулярной способности речевого аппарата. Пациент понимает слова на слух, но испытывает трудности при попытке произнести их.
  • Акустико-гностический вид поражения мозга проявляется непониманием обращённой к нему речи.
  • При сенсорной афазии человек забывает название предметов и привычных явлений. Поэтому при попытке говорить пользуется жестикуляцией, при этом пациент агрессивен или плачет.

Для восстановления речи разработана программа мероприятий:

  • занятия пациента с логопедом,
  • медикаментозное лечение,
  • комплекс упражнений.

Если в больнице есть логопед, занятия начинаются с первой же недели. К моменту выписки у трети пациентов речь восстановлена. Общение с родственниками стимулирует обучение. Способность разговаривать возвращается на фоне медикаментозной терапии. Для этого применяются препараты различных групп – сосудорасширяющие средства, Глиатилин, Церебролизин,

Занятия с логопедом

В домашних условиях уроки у логопеда начинаются с лёгких заданий. Постепенно занятия усложняются. Специалисты включают в программу важные по смысловой нагрузке слова.

При полностью утраченной речевой функции пациенту предлагается заканчивать вторую половину слова. Применяется также высокоэффективный способ научиться разговаривать с помощью пения.

Если слова распевать вместе с пациентом, процесс обучения пойдёт быстрее.

Некоторые больные овладевают навыками речи за несколько месяцев. Другим пациентам требуются систематические занятия с логопедом. К сожалению, у части людей способность говорить остаётся ограниченной.

 Физические упражнения при лечении афазии

Терапевтические мероприятия включают комплекс упражнений для лицевых мышц:

  • облизывание обеих губ языком вправо и влево,
  • оскаливание зубов,
  • поочерёдное прикусывание верхней и нижней губы,
  • сворачивание губ в трубочку.

Применяются упражнения по проговариванию отдельных слогов и слов, включая скороговорки. Используются электрические стимуляторы мышц гортани и глотки. Упражнения улучшают кровообращение тканей, благодаря чему восстанавливается функциональная способность речевого аппарата.

Современные виды лечения афазии

Для возвращения речевой функции применяют лечение стволовыми клетками. Однако метод помогает в случае применения сразу после инсульта. Терапия проводится в комплексе с препаратами, устраняющими тромбоз, спазм сосудов. Стволовые клетки способствуют образованию новых сосудов – коллатералей. Курс лечения состоит из 2 процедур с 3-месячным перерывом.

Восстановление зрения

Снижение зрения – самое распространённое последствие инсульта. При небольшом патологическом очаге в мозге выпадают поля зрения, появляется слепое пятно. В дальнейшее, при поражении большого участка, исчезает периферическое зрение. Без лечения наступает атрофия зрительного нерва.

Пациенту назначают сосудорасширяющие препараты для усиления кровотока – Церебролизин, Кавинтон. Ускорение метаболизма тканей достигается применением Кортексина, Солкосерила.

Важно! Без лечения пациент может ослепнуть из-за ослабленной функции зрительного нерва.

Наряду с медикаментами, рекомендуется ежедневно делать комплекс упражнений для глаз. Регулярные занятия укрепляют цилиарные мышцы и зрительный нерв.

Для восстановления зрения применяется народный метод – лечение сосновыми шишками. В иглах и семенах сосны и ели присутствуют биологически активные вещества, усиливающие кровоток в поражённой области. Шишки применяют в виде настойки, отвара или варенья. Используются курсы лечения по 2 недели. Восстановление зрения происходит медленно.

Прогноз после ОНМК

От того, насколько раньше будут начаты меры для восстановления после инсульта, зависит жизнь больного. Прогноз в целом неблагоприятный. При обширном геморрагическом инсульте пациенты погибают на протяжении 24–36 часов. Частичное восстановление с возможностью сидеть длится 1–2 года.

Сроки восстановления связаны с площадью поражения. После ишемического инсульта функции мозга частично восстанавливаются за 1–2, а полностью – через 2–3 месяца. Реабилитация парализованных пациентов до возможности самообслуживания продолжается полгода.

Основной метод восстановления функций мозга – медикаментозный. Постинсультная реабилитация начинается с первых часов методом кинезотерапии. В комплексе лечебных мер используется ЛФК, массаж, тренажёры. Чем раньше начаты мероприятия, тем больше шансов на восстановление. Исход заболевания во многом зависит от участия родственников по уходу за больным.

Как восстановить движения после инсульта Как ускорить восстановление после инсульта натуральными средствами Восстановление после инсульта — интервью с врачом-реабилитологом

Загрузка…

Источник: https://KardioBit.ru/bolezni-serdtsa/drugoe/zhizn-posle-insulta-vosstanovlenie-rechi-pamyati-zreniya-v-domashnih-usloviyah

Восстановление речи и памяти после инсульта в домашних условиях

Восстановление памяти и речи после инсульта

> Инсульт > Восстановление речи и памяти после инсульта в домашних условиях

Инсульт, широко распространенное в наше время заболевание, является серьезным недугом, последствием которого может быть нарушение речевой функции. В этом случае играют большую роль мероприятия, направленные на восстановление речи после инсульта в домашних условиях.

Причины нарушений речи и памяти

Инсульт развивается в результате нарушений кровообращения в головном мозге. Этот орган состоит из двух полушарий. Правое полушарие отвечает за эмоциональную сферу жизни и регулирует работу органов, находящихся слева.

Левое – несет ответственность за аналитическое мышление и функционирование правой части организма.

При инсульте кровяной сгусток, образовавшийся в кровеносной системе, закупоривает кровоток в мозговой артерии, в результате недостатка питания нарушается мыслительная деятельность человека, что приводит к провалам в памяти и расстройству речевой функции.

Факторы, способствующие возникновению инсульта:

  • Атеросклероз;
  • Сахарный диабет;
  • Сосудистая дистония;
  • Сердечные заболевания;
  • Гипертония;
  • Увлечение алкоголем и курением;
  • Ожирение;
  • Ведение малоподвижного образа жизни.

Очень важно вовремя распознать начало инсульта и оказать немедленную медицинскую помощь.

Симптомами возникновения заболевания являются:

  • Внезапная сильная головная боль;
  • Тошнота;
  • Рвота;
  • Резкий скачок артериального давления;
  • Несогласованность движений;
  • Нарушения в мыслительном процессе, в речи и памяти.

При наступлении таких проявлений нужно сразу же уложить человека в кровать, дать ему препарат для снижения давления и вызвать бригаду скорой помощи.
Следует учесть, что, чем раньше оказать необходимое лечение, тем легче в дальнейшем будет справиться с такими последствиями инсульта, как нарушение речи и памяти.

Как происходит восстановление речи

Афазия или расстройство речевой деятельности является одной из тяжелейших проблем после перенесенного инсульта.

При афазии человек не имеет возможности выразить словесно свои мысли, нарушается коммуникативный процесс с окружающими его людьми, в итоге наступает изоляция, приводящая к депрессии.

Для восстановления речи у больных после перенесенного инсульта разработана методика, состоящая из различных видов помощи таким пациентам.

Иногда восстановление речи после инсульта удается не полностью, но даже в этом случае к больному возвращаются коммуникативные навыки, позволяющие ему не быть в изоляции и участвовать в повседневной жизни.

Для проведения мероприятий по возвращению речевой функции необходимо не только участие медицинских работников, но также и родственников больного, которые смогут заниматься с ним в домашних условиях, что поможет ускорить процесс восстановления.

Как восстановить речь после инсульта? При лечении нарушений речевой функции необходимы:

  • Логопедические занятия;
  • Лекарственные препараты;
  • Выполнение больным специального комплекса упражнений;
  • больного в хороших условиях, забота и участие со стороны родственников.

Музыкотерапия

Этот вид лечения входит в логопедический комплекс. Основан он на том, что пациент слушает знакомые ему песни и подпевает. Вначале он произносит слова песен несвязно, затем навык речи начинает восстанавливаться. Такой вид терапии положительно влияет на общее эмоциональное состояние пациента.

Домашние мероприятия для восстановления речи после инсульта

Реабилитация больного обязательно должна продолжаться и в домашних условиях. Семья играет большую роль в восстановлении коммуникативных навыков у человека, перенесшего инсульт. Следует учесть, что занятия с больным дома можно начинать только после консультации с врачом.

Для наилучшего эффекта от домашних занятий и скорейшего восстановления речевых функций необходимо соблюдать ряд правил:

  1. После инсульта быстрее восстановить речь поможет постоянное общение, нужно стараться вовлекать его в разговоры, стимулировать его участие в жизни семьи, спрашивать совета. Пусть он еще не может полностью сформулировать фразу, но то, что он не изолирован от проблем и радостей родственников, дает ему стимул для дальнейшего восстановления.
  2. Даже если больной не хочет ничего делать для выздоровления, отказывается от занятий и не желает общаться, не следует отказываться от реабилитационных мероприятий. Родственники должны мягко, но настойчиво, не выдавая своего разочарования, продолжать разговаривать с ним, чтобы помочь восстановлению функции восприятия речи.
  3. При проведении реабилитационной домашней терапии нужно запастись терпением и выдержкой. Нельзя ни в коем случае проявлять агрессию по отношению к больному, который иногда может замыкаться в себе, отказываться от восстановительной работы и полностью отгородиться от окружающей действительности. Только мягкое и доброжелательное отношение поможет быстрому выздоровлению пациента.
  4. Для того, чтобы у больного было желание заниматься, необходимо дозировать нагрузку, понимая, что человек не может сразу начать говорить. Для восстановления связной речи нужно довольно длительное время, поэтому нельзя при занятиях показывать больному свое разочарование от того, что ему что-то не удается. Он может сразу же потерять оптимизм и замкнуться в себе.

Логопедические упражнения для выполнения в домашних условиях

Комплекс речевых упражнений для постинсультных больных на первый взгляд не представляет особой сложности, но следует учитывать, что на первых порах даже простое движение губами доставляет пациенту значительные трудности. Логопедами рекомендован следующий набор упражнений для восстановления функций речевого аппарата:

  1. В течение 5 секунд вытянуть губы вперед и затем вернуть в исходное положение.
  2. На 5 секунд с силой захватить верхними зубами нижнюю губу, потом на 5 секунд отпустить.
  3. Проделать предыдущее упражнение с применением нижних зубов и верхней губы.
  4. На 3 секунды вытянуть шею и показать язык, отдыхать 3 секунды.
  5. Облизывать губы, сначала верхнюю потом нижнюю движениями справа налево, затем слева направо.
  6. На 3 секунды высунуть сложенный трубочкой язык.
  7. Кончиком языка дотягиваться до неба.
  8. Хорошим упражнением для речевых мышц является также произнесение скороговорок.

Кроме упражнений для восстановления мышечной работы речевого аппарата, советуют применять также следующие приемы, которые помогут дополнить комплекс, рекомендованный логопедом:

  1. Необходимо стараться при общении с больным говорить медленно и короткими фразами, так как человек, перенесший инсульт, с трудом воспринимает быструю и пространную речь.
  2. Если больной пытается что-то сказать, не стоит торопиться и пытаться закончить предложения вместо него. Нужно спокойно выслушать, не показывая своего нетерпения.
  3. Постараться не оставлять больного без внимания, привлекать его к любым видам деятельности – собирание пазлов, рисование, участие в настольных играх. Человек должен чувствовать, что он является частью семьи. В ходе игры нужно стимулировать его для поддержания разговора, даже если он еще не может полноценно формировать звуки.
  4. В повседневной жизни необходимо постоянное побуждение больного к участию в беседах. Пусть сначала это будут самые простые разговоры, отвечать на которые можно просто кивком. Все равно в данном случае восстанавливается коммуникационный процесс.
  5. В ходе ежедневных занятий нужно стимулировать восстановление памяти больного, давая ему простые задания на восприятие речи. Например, показывать и называть картинки с простыми предметами и действиями.
  6. При занятиях также не следует забывать о чтении и письме. Сначала это может быть простое размещение больным подписей к картинкам, выбор букв или цифр.

Восстановление речи после перенесенного инсульта – длительный процесс, иногда на реабилитацию уходят годы. Но следует иметь в виду, что афазия – это ни в коем случае не психическая болезнь, больной человек просто не может правильно выговорить звуки, поэтому, занимаясь с постинсультным пациентом, необходимо сохранять спокойствие, говорить мягко и негромко.

Восстановление памяти у постинсультного больного

Кроме упражнений и мероприятий по восстановлению функций речевого аппарата, необходимо также проводить реабилитационную терапию для нормализации процессов памяти. Нужно подчеркнуть, что восстановление памяти после инсульта проходит в течение длительного времени обязательно под наблюдением лечащего врача.

Для восстановления мозговой деятельности необходимо выполнять с больным следующее:

  1. Игры с пальцами. Читаются простые детские стихи, при этом больной загибает пальцы, хлопает в ладоши, сжимает ладони в кулаки, делает поглаживающие движения руками. Задача пациента – запомнить правильный порядок выполнения действий при определенных словах. Такое упражнение помогает повысить внимание и тренирует память. Очень хорошо, если пациент сам начинает произносить строки стишка. Это может быть всего одна фраза в день, тем не менее он ее запоминает, то есть происходит восстановление функций памяти.
  2. Стараться вспоминать вместе с больным о положительных моментах его жизни, вспоминать истории из его детства, радостные и смешные события юности.
  3. Игра в города. Проводится не торопясь, называется город, желательно хорошо известный больному, вместе с пациентом стоит вспомнить о приятных вещах, связанных с этим городом, и только потом попросить его назвать город на последнюю букву предыдущего.
  4. Читать с больным детские книги, напечатанные крупным шрифтом. Если пациент забыл алфавит, то стоит начать по новой обучение при помощи букваря.
  5. Обязательно нужно постоянно беседовать с больным, задавая ему простые вопросы о его увлечениях, о том, что ему интересно, чтобы побудить его к ведению диалога.
  6. Необходимо также развивать ассоциативное мышление больного, например, сопоставлять определенных людей или события с чертами, присущими только им. Это может быть одежда человека, запах духов, погода.

Никто не может сказать, что в большей степени будет способствовать восстановлению памяти. Поэтому нужно проделывать ежедневно эти действия и, возможно, даже незначительное воспоминание даст толчок к восстановлению в памяти забытых человеком навыков и событий.

Источник: https://neverdikt.ru/insult/vosstanovlenie-rechi-i-pamyati-posle-insulta-v-domashnix-usloviyax.html

Больница103.Ру
Добавить комментарий